Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Исчисление торговыми организациями налога с продаж


Согласно Федеральному закону от 21.07.98 № 150-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”” перечень налогов республик в составе Российской Федерации и налогов краев, областей, автономной области, автономных округов дополнен новым видом налога — налогом с продаж.

Налог с продаж уплачивается как юридическими лицами (в том числе иностранными), так и их филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями, самостоятельно реализующими товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации. Таким образом, учитывая, что исключений из числа налогоплательщиков применительно к видам их деятельности не сделано, торговые организации и их филиалы должны уплачивать налог с продаж в общеустановленном порядке.

С введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) филиалы и другие обособленные подразделения организаций не являются налогоплательщиками.

Одновременно частью второй ст. 19 НК РФ установлено, что в порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.

Соответственно, после введения в действие части первой НК РФ филиалы и другие обособленные подразделения организаций, не являясь плательщиками налога с продаж, выполняют обязанности этих организаций по его уплате.

Что касается малых предприятий торговли, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, то для них в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” уплата единого налога, исчисленного по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период, заменяет уплату совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Поэтому организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не будут являться плательщиками налога с продаж.

Кроме того, со дня введения в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 № 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” единого налога на территориях субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные ст. 19 — 21 Закона РФ от 27.12.91 № 2118–1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, за исключением тех, что предусмотрены в ст. 1 вышеназванного Закона.

Объектом обложения налогом с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.

Постановлением Госкомстата России от 19.08.98 № 89 “Об утверждении методических указаний по определению оборота розничной и оптовой торговли на принципах статистики предприятий” определено, что оптовая и розничная торговля классифицируются применительно к определениям, данным в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004–93, утвержденном постановлением Госстандарта России от 06.08.93 № 17.

К оптовой торговле относится перепродажа (продажа без видоизменения) новых или бывших в употреблении товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим или другим профессиональным пользователям.

К розничной торговле относится перепродажа (продажа без видоизменения) новых или бывших в употреблении товаров для личного потребления и домашнего использования.

Если торгующие организации кроме товаров, приобретенных для перепродажи, реализуют продукцию собственного производства (воздушную кукурузу, кулинарные изделия и т.д.), такие продажи также являются объектом обложения налогом с продаж.

Наличные расчеты используются в торговых организациях в основном при реализации товаров населению. Поэтому наибольший объем продаж, облагаемых этим налогом, приходится на розничную торговлю.

Однако в пределах лимитов, установленных указанием Банка России от 07.10.98 № 375-У “Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами”, наличные расчеты могут применяться и во взаиморасчетах между юридическими лицами. Предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу определен в следующих размерах:

В целях начисления налога с продаж к продаже за наличный расчет приравниваются также продажи с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, расчетных чеков банков, перечислений со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).

Таким образом, целесообразно отметить, что не следует учитывать фактор наличного расчета для начисления налога с продаж при реализации товаров в розницу. Торговая организация обязана начислить этот налог вне зависимости от формы расчетов с физическим лицом.

Поэтому в объект обложения налогом с продаж будет включаться стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету, стоимость проданных по подписке печатных изданий, стоимость товаров, проданных в кредит, стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования.

Кроме того, налогом с продаж облагаются и отдельные поставки юридическим лицам с использованием безналичной формы расчетов (посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков).

При осуществлении юридическим лицом оплаты за приобретенные товары ценными бумагами (в том числе векселями) оснований для начисления налога с продаж не имеется.

Применительно к основной деятельности торговых организаций объектом обложения налогом с продаж является стоимость перечисленных в Законе товаров не первой необходимости, реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. К видам товаров, стоимость которых является объектом обложения этим налогом, согласно Закону относятся подакцизные товары, дорогостоящая мебель, радиотехника, одежда, деликатесные продукты, автомобили, меха, ювелирные изделия, видеопродукция, компакт-диски.

Кроме того, указанный перечень товаров по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации может дополняться.

Не является объектом обложения налогом с продаж стоимость хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания; детской одежды и обуви; лекарств, протезно-ортопедических изделий и т.д.

С целью недопущения снижения уровня жизни малообеспеченных групп населения перечень товаров первой необходимости, стоимость которых не является объектом обложения налогом с продаж, может быть расширен законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Если в процессе хозяйственной деятельности у торговой организации возникнет необходимость продажи недвижимости (здания, сооружения, земельного участка) или ценных бумаг, то при осуществлении таких операций налог с продаж не взимается.

Определение облагаемого налогом оборота производится на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), включая НДС и акцизы для подакцизных товаров, и оплачивается, как и косвенные налоги, конечным потребителем.

Однако исчисление налога с продаж отличается, в частности, от исчисления НДС прежде всего отсутствием зачетного механизма по товарам, приобретенным с налогом с продаж и использованным на производственные нужды.

Письмом МНС России от 31.12.98 № ВГ6–01/930 разъяснено, что в соответствии с требованиями документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку (см. также “Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации”, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н; Положение по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” (ПБУ 5/98), утвержденное приказом Минфина России от 15.06.98 № 25н).

Таким образом, суммы налога с продаж, уплаченные при приобретении имущества, включаются в его стоимость и относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) или издержки производства и обращения в случае, если использование этого имущества связано с процессом производства и реализации.

Пример 1

Оптовый склад для ремонта холодильных установок приобрел у снабженческо-сбытовой организации датчики температуры на сумму 504 руб. (в том числе НДС — 80 руб., налог с продаж — 24 руб.). В отчетном периоде организацией было приобретено товаров на сумму 120 тыс. руб. и полностью реализовано на сумму 180 тыс. руб. по безналичному расчету. Прочие издержки обращения составили 2 тыс. руб. (учетная политика в целях налогообложения — по оплате).

В аналогичном порядке учитывается и налог с продаж, уплаченный торговыми (заготовительными, снабженческо-сбытовыми, оптовыми, розничными и др.) предприятиями по товарам, приобретенным ими в целях дальнейшей реализации, стоимость которых отражается на счете 41 “Товары”.

При реализации товаров, облагаемых налогом с продаж, как оптом, так и в розницу, сумма, определенная налогоплательщиком по ставке, установленной местным органом власти (не более 5 % от облагаемого оборота), включается в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику), и отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” и кредиту счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”.

На сумму налога с продаж, подлежащую перечислению в бюджет, производится запись по дебету счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” и кредиту счета 68 “Расчеты с бюджетом” по отдельному субсчету.

Пример 2

Снабженческо-сбытовая организация приобрела у индивидуального предпринимателя туши говядины на сумму 21 000 руб. (налог с продаж — 1 000 руб.), а затем реализовала их магазину за наличный расчет. Продажная цена без учета НДС и налога с продаж составила 30 000 руб.

В целях упрощения примера предполагается, что организация не понесла затрат по заготовлению мяса.

При выписке расчетных документов покупателю (магазину) должны быть в установленном порядке определены НДС и налог с продаж, предъявляемые покупателю.

В рассматриваемом примере сумма НДС составит 6 000 руб. (30 000 х 20 %), сумма налога с продаж — 1 800 руб. [(30 000 руб. + 6 000 руб.) х 5 %];

Нередко встречаются ситуации, когда приобретаемый товар оплачивается покупателем одновременно как наличными деньгами, так и перечислением средств с расчетного счета.

В этом случае следует иметь в виду, что налог с продаж применяется только по товарам, оплаченным наличными денежными средствами. Поэтому при заключении договоров с покупателями следует предусматривать, что в случае расчетов за товары наличными деньгами (в установленных предельных размерах расчетов по одному платежу) сумма, причитающаяся к оплате по выставленному счету-фактуре при безналичных расчетах, увеличивается на сумму налога с продаж.

Пример 3

Лесоторговая база реализовала предприятию пиломатериалы на сумму 32 820 руб. Оплата поступила частично по безналичному расчету в сумме 24 000 руб., частично наличными деньгами в кассу предприятия в сумме 8 820 руб. Покупная стоимость пиломатериалов составила 18 000 руб. (НДС — 3 000 руб.).

В случае неполучения от покупателей суммы налога с продаж, причитающейся по реализованным за наличный расчет товарам, расчеты с бюджетом по налогу с продаж должны производиться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и отражаться по дебету счета 88 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)” и кредиту счета 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Налог с продаж”.

Розничным торговым организациям следует обратить внимание на то, что методы определения объектов обложения налогом с продаж и НДС для них принципиально отличаются. В соответствии с Законом РФ от 06.12.91 № 1992–1 “О налоге на добавленную стоимость” при реализации товаров в розницу оборот, облагаемый НДС, определяется в виде разницы между ценами реализации и ценами, по которым производятся расчеты с поставщиками, в то время как налог с продаж исчисляется со всей стоимости реализуемых товаров (включая НДС и акцизы).

Кроме того, исходя из особенностей учета в розничных торговых организациях в целях определения налога с продаж, подлежащего отнесению на расчеты с бюджетом, необходимо применять расчетную ставку, позволяющую извлечь сумму налога с продаж, учтенную в цене реализации товара.

Расчетная ставка налога с продаж применительно к прямой ставке, установленной в размере 5 %, определяется в следующем порядке:

Одной из проблем, не урегулированных налоговым законодательством, является правомерность исключения налога с продаж из оборота, облагаемого НДС при реализации товаров в режиме розничной торговли.

Как уже отмечалось, оборотом, облагаемым НДС, в указанном случае является выручка от реализации товаров за вычетом стоимости товаров, уплаченной поставщикам при их приобретении. Какие-либо вычеты из налогооблагаемой базы, определенной в таком порядке, не предусмотрены.

Однако если придерживаться мнения, что налог с продаж не исключается при начислении НДС, создается ситуация, когда объектом обложения НДС становится не только разница между ценами реализации и ценами приобретения товаров, но и налог с продаж, взимаемый с покупателей сверх продажной цены, что не предусмотрено вышеназванным порядком.

Рассмотрим порядок исчисления налога с продаж организациями розничной торговли на примере организации, ведущей учет товаров по продажным ценам.

Пример 4

Продовольственный магазин реализовал товары, облагаемые налогом с продаж, на сумму 110 000 руб. Покупная стоимость реализованного товара составила 88 000 руб. (с учетом НДС).

В целях упрощения примера принято, что все реализуемые товары облагаются НДС по ставке 10 %.

Движение товаров, реализуемых в розницу с налогом с продаж, учет которых ведется по покупным ценам, отражается идентичными записями (без использования счета 42 “Торговая наценка”).

В целях определения объекта обложения по налогу с продаж к розничным поставкам, облагаемым этим налогом, приравнивается также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).

Поэтому оплата труда работников торговой организации (включая выдачу премий, вознаграждений) товарами, приобретенными для перепродажи либо собственного производства, бартерные поставки товаров по договорам с физическими лицами, а также натуральная оплата оказанных ими услуг должны включаться в оборот, облагаемый налогом с продаж.

В бухгалтерском учете организации стоимость натуральных продуктов (готовой продукции, товаров), выдаваемых в счет погашения числящейся задолженности организации по заработной плате работникам, отражается по дебету счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”.

Сумма налога с продаж, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по расчетной ставке исходя из суммы погашаемой задолженности по оплате труда. Указанная сумма налога списывается с дебета счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” в кредит счета 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Расчеты по налогу с продаж”.

Пример 5

Магазин в счет погашения задолженности по заработной плате отпустил своим сотрудникам бытовую технику на сумму 42 000 руб. Покупная стоимость отпущенных товаров составила 30 000 руб.

Отдельно следует рассмотреть вопрос применения налога с продаж при реализации товаров за наличный расчет по договорам комиссии.

Если согласно условиям договора комиссии реализация товаров покупателям производится комиссионером, участвующим в расчетах, налог с продаж должен взиматься с покупателей комиссионером и уплачиваться им в бюджет в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого действует данный налог и осуществляется продажа товара. При этом налог взимается комиссионером с покупателей исходя из полной цены продажи товара, включающей комиссионное вознаграждение. Комитенту при получении выручки от комиссионера как наличными, так и безналичными денежными средствами налог с продаж уплачивать не следует.

В бухгалтерском учете комиссионера операции по начислению налога с продаж отражаются в следующем порядке.

Сумма, подлежащая оплате за товары покупателями с учетом налога с продаж, отражается комиссионером по кредиту счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” в корреспонденции со счетом 50 “Касса”. Начисление налога с продаж отражается по кредиту счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” и дебету счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”. Сумма налога с продаж, подлежащая взносу в бюджет комиссионером, списывается с дебета счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” в кредит счета 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Расчеты по налогу с продаж”. Сумма налога с продаж, подлежащая перечислению в бюджет, отражается по дебету счета 68 “Расчеты с бюджетом” в корреспонденции с кредитом счета 51 “Расчетный счет”.

Пример 6

Снабженческо-сбытовая организация, являющаяся комиссионером с участием в расчетах, реализовала за наличный расчет аптеке парфюмерно-косметические товары. Продажная цена без налога с продаж составляет 300 000 руб. Учетная политика в целях налогообложения — по отгрузке.

В случае если, согласно условиям договора комиссии, комиссионер не участвует в расчетах за товар и реализация товаров покупателям производится комитентом, налог с продаж должен взиматься с покупателей комитентом и уплачиваться им в бюджет. При этом налог взимается комитентом с покупателей исходя из полной цены продажи товара, включающей комиссионное вознаграждение комиссионера. При получении комиссионером вознаграждения от комитента как наличными, так и безналичными денежными средствами налог с продаж не уплачивается. Сумма налога с продаж, начисленная в этом случае комитентом, отражается по кредиту счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”, субсчет “Налог с продаж”, и дебету счета 50 “Касса”. Сумма налога с продаж, подлежащая взносу в бюджет комитентом, списывается с дебета счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” в кредит счета 68 “Расчеты с бюджетом”. Сумма налога с продаж, перечисленная в бюджет, отражается по дебету счета 68 “Расчеты с бюджетом” в корреспонденции с кредитом счета 51 “Расчетный счет”.

В заключение следует отметить, что с момента принятия решения местным органом власти о введении на территории субъекта Российской Федерации налога с продаж по всем товарам, подпадающим под налогообложение, в том числе по товарам, оприходованным в учете до его введения, начисление и уплата данного налога производится в общеустановленном порядке.

Если торговая организация в одном отчетном периоде реализует товар, как облагаемый, так и не облагаемый налогом с продаж, в целях исполнения налоговых обязательств ей следует вести раздельный учет по реализации таких товаров с отражением их стоимости на соответствующих субсчетах счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”.

Порядок ведения раздельного учета в соответствии с приказом Минфина России от 09.12.98 № 60н “Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” ПБУ 1/98” должен оформляться соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) и утверждаться руководителем организации.

Порядок исчисления и бухгалтерский учет налога с продаж

Уже в восемнадцати регионах Российской Федерации введен налог с продаж. Его платит широкий круг предпринимателей — физических и юридических лиц, реализующих товары (работы, услуги) за наличный расчет в розницу или оптом. Цель настоящей публикации — помочь правильно исчислить этот налог и отражать его начисление и уплату в бухгалтерском учете.

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 150-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” дополнил налоговую систему России налогом с продаж. Этим Законом определены плательщики налога, объект налогообложения, налогооблагаемая база и максимальная ставка налога.

Налог с продаж устанавливается и вводится в действие региональными законодательными (представительными) органами государственной власти, которые определяют ставку налога (в пределах, установленных законодательством Российской Федерации), порядок и сроки его уплаты, льготы и форму отчетности по налогу, а также могут устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при введении на подведомственной ему территории налога с продаж конкретизирует общие правовые положения, осуществляет детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядок и срок уплаты налога, правила предоставления льгот, а также способы исчисления конкретных ставок. Однако сами положения Закона № 150-ФЗ местными органами власти изменены быть не могут.

Отметим, что с принятием Федерального закона РФ от 30 марта 1999 г. № 51-ФЗ “О приостановлении действия пункта 1 статьи 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации” до 1 января 2000 года приостановлено действие положения о том, что законы субъектов Федерации, вводящие новые налоги, начинают действовать не ранее чем с 1 января года, следующего за годом принятия. Это дает возможность субъектам Федерации, которые еще не ввели на своей территории налог с продаж, ввести его уже в текущем году.

Согласно Закону № 150-ФЗ с введением в действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога с продаж прекращается взимание налогов и сборов, указанных в таблице № 1.

Письмом Госналогслужбы РФ от 23 июля 1998 г 9ШС-6-01/457 “О проведении работы по подготовке и принятию законодательными (представительными) органами субъектов РФ законодательных актов о введении налога с продаж” предложен проект модельного закона о налоге с продаж, в котором приведены перечень плательщиков налога, назван объект налогообложения, порядок определения налогооблагаемой базы, ставка налога, порядок его исчисления и сроки уплаты налога, ответственность налогоплательщиков и контроль налоговых органов.

Анализ региональных законов о налоге с продаж показывает, что положения этого модельного закона широко используются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации при введении ими налога с продаж.

Плательщики

Плательщиками налога с продаж являются:

При реализации товаров структурными подразделениями без образования юридического лица, не имеющими самостоятельного баланса и расчетного счета, плательщиком налога с продаж является юридическое лицо, создавшее данное подразделение. В этом случае налог уплачивается в бюджет по месту нахождения такого структурного подразделения.

Отметим, что не являются плательщиками налога с продаж малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Такое разъяснение содержится в Письме Министерства РФ по налогам и сборам от 31.12.98 г. № ВГ-6–01/930. Оно основано на том, что с введением на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога с продаж не взимается сбор на нужды образовательных учреждений, а также большинство местных налогов и сборов, из чего можно сделать вывод, что налог с продаж вводится вместо совокупности этих налогов, уплата которых заменяется уплатой единого налога в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”.

Что же касается индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, то они являются плательщиками налога с продаж, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 1 упомянутого Закона применение индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения предусматривает замену утвержденного законодательством РФ подоходного налога на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. При этом Законом не предусмотрено освобождение индивидуальных предпринимателей от уплаты других налогов. Такое разъяснение дано Минфином РФ в письмах от 18 февраля 1999 г. № 04–03–13 и от 19 февраля 1999 г. № 04–04–06.

Объект налогообложения

Объектом обложения налогом с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. При этом к продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).

Таблица № 1

Налоги и сборы, взимание которых прекращается с введением налога с продаж


п/п

Наименование налога, сбора

Пункт Закона РФ “Об основах налоговой системы”, которыми предусмотрен налог, сбор

1

Сбор на нужды образовательных учреждений

п. 1 “г” ст. 20

2

Налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне

п. 1 “г” ст. 21

3

Сбор за право торговли

п. 1 “е” ст. 21

4

Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров

п. 1 “и” ст. 21

5

Сбор с владельцев собак

п. 1 “к” ст. 21

6

Лицензионный сбор за право торговли вино-водочными изделиями

п. 1 “л” ст. 21

7

Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей

п. 1 “м” ст. 21

8

Сбор за выдачу ордера на квартиру

п. 1 “н” ст. 21

9

Сбор за парковку автотранспорта

п. 1 “о” ст. 21

10

Сбор за право использования местной символики

п. 1 “п” ст. 21

11

Сбор за участие в бегах на ипподромах

п. 1 “р” ст. 21

12

Сбор за выигрыш на бегах

п. 1 “с” ст. 21

13

Сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме

п. 1 “т” ст. 21

14

Сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами

п. 1 “у” ст. 21

15

Сбор за право проведения кино- и телесъемок

п. 1 “ф” ст. 21

16

Сбор за территории населенных пунктов

п. 1 “х” ст. 21

17

Сбор за открытие игорного бизнеса (установка игровых автоматов и другого оборудования с вещевым или денежным выигрышем, карточных столов и иных средств для игры)

п. 1 “ц” ст. 21

В перечень товаров и услуг, облагаемых налогом с продаж при их реализации за наличный расчет, Законом № 150-ФЗ включены:

Кроме того, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации предоставлено право своим решением включать в перечень облагаемых налогом с продаж товаров и услуг другие товары и услуги не первой необходимости — кроме тех, которые Федеральным законом включены в перечень товаров и услуг, стоимость которых не может являться объектом налогообложения.

Так, объектом налогообложения не может являться стоимость:

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая этот налог, как правило, используют предоставленное им Федеральным законом право расширять перечень товаров и услуг, стоимость которых не является объектом налогообложения.

Отметим также, что налогом с продаж не облагается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых юридическими и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход, поскольку, в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 31 июля 1997 г. № 148-ФЗ, деятельность на основе свидетельства об уплате единого налога подлежит налогообложению исключительно в соответствии с этим Законом.

Обратите внимание

Сложности при определении объекта обложения налогом с продаж возникают у предприятий и организаций, а также у иных плательщиков налога, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг) частным предпринимателям, в том числе и посредством обменных или бартерных операций. Действительно недостаточно ясно, что следует делать с суммами, поступившими на расчетный счет налогоплательщика от частных предпринимателей в оплату отгруженных товаров (выполненных работ, услуг), а также при передаче товаров частным предпринимателям в обмен на другие товары (работы, услуги).

На основе анализа действующего законодательства нами сделан обоснованный вывод о том, что если юридические или физические лица — независимо от того, являются они зарегистрированными предпринимателями или нет — осуществляют расчеты с продавцом посредством кредитных и иных платежных карточек, а также расчетными чеками банков, то у продавца возникает объект обложения по налогу с продаж при условии, что он является плательщиком этого налога.

Что же касается перечислений со счетов в банках по поручениям физических лиц и обменных операций с населением, то справедливым представляется утверждение автора, что было бы более правильно не применять эти положения Закона при реализации товаров (работ, услуг) физическим лицам — предпринимателям. Тем не менее необходимо толкование этого вопроса на федеральном уровне либо разрешение в судебном порядке.

Порядок исчисления, сроки и отчетность

Федеральным законом установлена ставка налога с продаж в размере до 5 процентов. Конкретная ставка в пределах этого размера устанавливается законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации при введении налога на его территории.

При определении налоговой базы стоимость товаров (работ, услуг) включает налог на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров — и акцизы.

При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик включает сумму налога в цену товара, предъявляемого к оплате покупателю (заказчику). Эта сумма определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется по итогам каждого отчетного периода умножением облагаемого оборота на ставку налога.

При этом налогоплательщик обязан вести отдельный учет реализации товаров, подпадающих под налог с продаж. Проектом модельного закона о налоге с продаж предусмотрено, что в случае отсутствия раздельного учета налогоплательщик уплачивает этот налог с общей суммы реализации.

В качестве налогового периода для юридических лиц проектом модельного закона предложен календарный месяц с уплатой налога не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, а для индивидуальных предпринимателей — квартал с уплатой не позднее 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом. Предложена форма налоговой деклараций по налогу с продаж, которую налогоплательщики должны подавать в сроки представления в налоговый орган бухгалтерской отчетности.

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, используя предоставленное им Законом № 150-ФЗ право, при введении налога с продаж определяют конкретный порядок его уплаты. При этом зачастую вводится уплата авансовых платежей, налоговый период для юридических лиц устанавливается не месяц, а квартал и т. д.

Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налога с продаж возлагается на налогоплательщиков. Отметим, что виды налоговых правонарушений, а также ответственность за их совершение установлены гл. 16 Налогового кодекса РФ, вступившего в действие с 1 января 1999 г.

В соответствии с положениями гл. 14 Налогового кодекса контроль за своевременным и полным внесением налога в соответствующие бюджеты осуществляется налоговыми органами в соответствии с их компетенцией.

Бухгалтерский учет

Вопросы бухгалтерского учета по налогу с продаж рассмотрены в упомянутом нами Письме Министерства РФ по налогам и сборам от 31 декабря 1998 г. № ВГ-6–01/930.

Поскольку объектом налогообложения признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, то в бухгалтерском учете продавца сумму налога с продаж следует отражать с использованием счета 46 “Реализация продукции (работ услуг)”:

Перечисление налога с продаж отражается в учете следующей записью:

В бухгалтерском учете покупателя суммы налога с продаж, уплаченные при приобретении имущества, включаются в его стоимость, поскольку в соответствии с требованиями документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку. Это определено как Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, так и Положением по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” ПБУ/5, утвержденным Приказом Минфина РФ от 15 июня 1998 г. № 25н.

Таким образом, суммы налога с продаж, уплаченные при приобретении имущества, включаются в его стоимость и относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) или издержки производства и обращения (в случае, когда использование этого имущества связано с процессом производства и реализации).

Порядок исчисления и бухгалтерский учет по налогу с продаж зависят от вида деятельности предприятия.

Отраслевые особенности

Промышленные предприятия

Промышленные предприятия являются плательщиками налога с продаж при реализации готовой продукции населению или юридическим лицам за наличный расчет. Заметим, что в упомянутом нами Письме Министерства РФ по налогам и сборам от 31 декабря 1998 г. № ВГ-6–01/930 подчеркнуто, что платят налог не только торговые организации и предприятия сферы услуг, а все предприятия, организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары (работы, услуги) за наличный расчет.

Пример 1

Мебельная фабрика расположена в регионе, где введен налог с продаж со ставкой 5 %. Фабрика приобрела для изготовления письменных столов материалы на сумму 120 000 руб., в том числе 20 000 руб.— НДС. Кроме того, за наличный расчет для изготовления столов была приобретена фурнитура на сумму 5 040 руб., в том числе НДС — 800 руб., налог с продаж — 240 руб. Из приобретенных материалов в апреле 1999 г. было изготовлено 100 столов.

Каждый вид предполагается продать за 1 200 руб. (без учета НДС). В целях налогообложения выручка от реализации определяется “по отгрузке”.

Для упрощения примера предположим, что расходов по производству и реализации столов (расходов по коммунальным платежам, расходов на заработную плату, общехозяйственных расходов и др.) фабрика не имеет.

Хозяйственные операции по приобретению и списанию в производство материалов и фурнитуры отражаются в учете следующими записями:

Для определения отпускной цены готовой продукции определим сумму налога на добавленную стоимость, включаемую в продажную цену: 1 200 руб. * 20 % = 240 руб. Отпускная цена одного стола: 1 200 руб. + 240 руб. = 1 440 руб. Общая сумма выручки за все столы составит 144 000 руб.

Рассмотрим различные варианты их реализации.

Ситуация 1

Все столы реализованы со склада фабрики организациям оптовой торговли с оплатой по безналичному расчету. В этом случае объекта обложения налогом с продаж не возникает.

Реализация столов и начисление налогов отражаются в учете следующими записями:

Ситуация 2

Все столы реализованы фабрикой за наличный расчет юридическим лицам, а также физическим лицам со склада фабрики и в режиме выездной торговли.

В таком случае в продажную стоимость стола должна быть включена сумма налога с продаж:

Таким образом, отпускная цена одного стола: 1 812 руб. Общая сумма выручки за все столы: 151 200 руб. Реализация столов и начисление налогов:

Анализ приведенных выше ситуаций показывает, что финансовый результат от реализации столов не зависит от способа оплаты и соответственно от наличия или отсутствия объекта обложения по налогу с продаж. В то же время для сохранения неизменности финансового результата при реализации продукции за наличный расчет предприятие вынуждено повышать отпускные цены на продукцию, что снижает ее конкурентоспособность.

Обратите внимание

Напомним, что отгрузка готовой продукции должна сопровождаться оформлением и регистрацией в Книге продаж счетов-фактур. Соответствующий порядок установлен постановлением Правительства РФ от 29 июля 1996 г. № 914 и впоследствии изменен и дополнен постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г № 108. Указанные постановления не содержат требования выделять в счетах-фактурах налог с продаж. Поскольку этот налог, уплаченный при приобретении товарно-материальных ценностей, учитывается в их покупной стоимости, в бухгалтерском учете отдельно не выделяется и возмещению не подлежит, то отражать ставки и суммы налога в счетах-фактурах нецелесообразно.

Однако в отдельных случаях при установлении налога с продаж региональные органы законодательной (представительной) государственной власти требуют выделять налог с продаж в счетах-фактурах отдельной строкой. Такое требование, в частности, содержится в п. 1 ст. 9 Закона Московской области от 31 декабря 1998 г. № 67/98–03 “О налоге с продаж”, в котором указано, что сумма налога выделяется в первичных бухгалтерских документах (накладных, счетах-фактурах) отдельной строкой.

Помимо того, что такое требование противоречит порядку, установленному на федеральном уровне, его к тому же затруднительно выполнить. Ведь зачастую при отгрузке товара бывает неизвестно, какая форма оплаты будет использована покупателем.

Поэтому представляется логичным в счете-фактуре указывать сумму без учета налога с продаж. При этом, заключая договор с покупателем, следует предусмотреть, что в случае расчета за товары наличными деньгами (в установленных предельных размерах расчетов по одному платежу) сумма, причитающаяся к оплате по выставленному счету-фактуре, при безналичных расчетах увеличивается на сумму налога с продаж.

Заметим, что невыделение в счете-фактуре налога с продаж никак не влияет не сумму НДС, ради учета которого, собственно, и оформляются счета-фактуры.

Ситуация 3

Мебельной фабрикой отгружено по договору купли-продажи 5 столов организации оптовой торговли. В соответствии с договором оплата за столы может быть произведена как наличными деньгами, так и по безналичному расчету. В таком случае отпускная цена столов составляет 7 200 руб., а в договоре указывается, что в случае оплаты наличными деньгами она увеличивается на сумму налога с продаж. Пусть покупатель произвел оплату наличными деньгами, в том числе оплачен и налог с продаж.

Операции по реализации столов отражаются в учете так:

Что же касается покупателя — организации оптовой торговли, то дополнительно уплаченная сумма налога с продаж включается в покупную стоимость столов:

В случае, если расчет с фабрикой наличными деньгами (в том числе и налог с продаж) производится после того, как столы предприятием оптовой торговли уже реализованы, то сумма уплаченного налога, по нашему мнению, должна быть отнесена за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия:

Если покупатель не уплатил сумму налога с продаж, то мебельной фабрике придется начислить и уплатить налог за счет прибыли, остающейся в ее распоряжении:

Такой подход изложен в Письме Минфина РФ от 4 марта 1999 г № 04–03–13.

Разумеется, при условии правильного оформления договора сумма налога с продаж может быть впоследствии взыскана фабрикой с покупателя, в том числе и в судебном порядке.

Может сложиться и обратная ситуация, когда договором заранее установлена оплата наличными деньгами, но покупатель произвел оплату по безналичному расчету.

Ситуация 4

Мебельной фабрикой отгружено по договору купли-продажи 5 столов организации оптовой торговли. В соответствии с договором оплата за столы должна быть произведена наличными деньгами. Однако покупатель по согласованию с фабрикой произвел оплату по безналичному расчету.

Операции по реализации столов:

При этом сторнировочные записи должны быть сделаны и в Книге продаж.

Отметим, что сумма налога с продаж в любом случае не должна учитываться при оформлении счетов-фактур при получении авансов (предоплат), поскольку действующее законодательство не предусматривает начисление и уплату налога с продаж с суммы авансов.

Ситуация 5

Мебельной фабрикой получено в кассу 3 780 руб.— предоплата в размере 50 % стоимости поставляемых 5 столов.

Получение аванса отражается в учете записями:

При отгрузке столов будут сделаны следующие записи:

Предприятия оптовой и розничной торговли

Предприятия оптовой торговли являются плательщиками налога с продаж при реализации товаров за наличный расчет. Для того чтобы рассмотреть все особенности определения налогооблагаемого оборота, рассмотрим пример реализации автомобильного бензина.

Напомним, что в общем случае обороты по реализации за наличный расчет автомобильного бензина являются объектами обложения шестью налогами: НДС; акциз; налог с продаж; налог на реализацию ГСМ; налог на пользователей автомобильных дорог; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Предприятие, перепродающее бензин, не является плательщиком акциза, но остальные пять из перечисленных налогов оно начисляет и уплачивает.

Пример 2

Организация оптовой торговли приобрела для последующей перепродажи одну тонну автомобильного бензина АИ-92 за 2 000 руб., в том числе акциз 450 руб. Оплата за бензин осуществлена с расчетного счета организации.

Оприходование бензина отразится в учете следующими записями:

Реализацию бензина предполагается осуществить за наличный расчет за 2 100 руб. (без НДС, налога на реализацию ГCM и налога с продаж).

Тогда НДС в составе отпускной цены составит:

Отпускная цена бензина (без налога с продаж):

Налог с продаж в составе отпускной цены в таком случае составит:

Таким образом, отпускная цена бензина:

Реализация бензина и начисление налогов при условии определения предприятием выручки для целей налогообложения “по отгрузке” отразятся в учете так:

Так же как и в предыдущем примере, реализация за наличный расчет влечет за собой необходимость повышения отпускной цены. Кроме того, расчеты наличными деньгами между юридическими лицами ограничены их предельным размером. В настоящее время этот размер составляет 10000 руб. (Указание ЦБ РФ от 7 октября 1998 г. № 375-У “Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами”). Поэтому с введением налога с продаж практика реализации предприятиями оптовой торговли товаров за наличный расчет вряд ли получит широкое распространение.

Основными плательщиками этого налога становятся предприятия, непосредственно работающие с населением, в первую очередь наиболее многочисленные из них — предприятия розничной торговли.

Поскольку ст. 1 Закона № 148-ФЗ определено, что сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж, то предприятиям розничной торговли при исчислении налога с продаж следует использовать соответствующую расчетную ставку. Расчетная ставка определяется по формуле:

Ставка налога с продаж

(100 % + ставка налога с продаж) х 100 %

При ставке налога 5 % расчетная ставка составит:

5 %

=4,762 %

(100 % + 5 %) x 100 %

Сумма налога с продаж определяется умножением суммы выручки, полученной от реализации товаров, на соответствующую расчетную ставку.

Напомним, что у предприятий розничной торговли в соответствии c п. 3 ст. 4 Закона РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992–1 “О налоге на добавленную стоимость” облагаемый оборот определяется в виде разницы между ценами реализации товаров и ценами, по которым они производят расчеты с поставщиками, включая сумму налога на добавленную стоимость. При этом действующее законодательство не предусматривает уменьшения оборота, облагаемого НДС, на сумму налога с продаж.

Тем не менее, по нашему мнению, предприятиям розничной торговли для исчисления НДС следует исключать из реализованного торгового наложения сумму налога с продаж. В противном случае налогом на добавленную стоимость будет облагаться не только реализованное торговое наложение, но и часть налога с продаж.

Пример 3

Товарооборот предприятия розничной торговли в апреле 1999 г. составил 200 000 руб. Покупная стоимость реализованных товаров — 160 000 руб. С целью упрощения примера предположим, что остатка нереализованных товаров по состоянию на 1 апреля 1999 г. на предприятии не было, и опустим бухгалтерские записи, связанные с учетом издержек обращения.

Рассмотрим учет поступления, реализации товаров и начисления налогов в учете.

Ситуация 1

Учет товаров на предприятии ведется по продажным ценам с использованием счета 42 “Торговая наценка”.

Ситуация 2

Учет товаров на предприятии осуществляется по покупным ценам без использования счета 42 “Торговая наценка”.

Отметим, что модельным законом “О налоге с продаж” предусмотрена обязанность предприятия вести отдельный учет реализации товаров (работ, услуг), стоимость которых является объектом налогообложения. При отсутствии раздельного учета налогоплательщик уплачивает налог с продаж с общей суммы реализации. Это положение содержится в ряде законов о налоге с продаж, принятых региональными органами власти, например в уже упомянутом нами законе Московской области.

Раздельный учет товаров на предприятии розничной торговли предполагает открытие двух субсчетов к счетам 41 “Товары” и 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”, а в случае учета товаров по продажным ценам — и к счету 42 “Торговая наценка”.

Когда на предприятии торговли используется количественно-суммовой учет товаров, особых проблем с определением суммы выручки в разрезе товаров, облагаемых и не облагаемых налогом с продаж, не возникает, поскольку в данном случае приход и реализация учитываются отдельно по каждому наименованию товаров, в случае же учета товаров по продажным ценам раздельный учет организовать сложнее.

Напомним, что предприятия розничной торговли уже столкнулись с этой проблемой в связи с необходимостью раздельного учета товаров, облагаемых по ставкам НДС 10 и 20 процентов. Основными путями решения этой проблемы стали использование отдельных счетчиков ККМ для учета реализации товаров с разными ставками НДС или расчет реализации товаров с разными ставками НДС с использованием формулы товарного баланса. При этом, как правило, расчет составляется по группе товаров, занимающей меньший удельный вес в общем товарообороте, и проводится инвентаризация товаров на первое число каждого месяца.

Эти способы могут быть использованы и для ведения отдельного учета товаров, облагаемых налогом с продаж.

Наименее трудоемким для предприятий розничной торговли является способ определения суммы налога с продаж, основанный на средней расчетной ставке. Для этого необходимо вести аналитический учет сумм налога с продаж по поступившим товарам, считая ставку налога с продаж по товарам, которые освобождены от налога, равной нулю.

Средняя расчетная ставка определяется как отношение суммы налога с продаж (относящегося к остатку товаров на начало периода и товарам, поступившим за отчетный период) к сумме продажной цены остатка товаров на начало периода и поступивших за отчетный период.

Такой способ исчислений налога с продаж может быть применен, если он не противоречит порядку, установленному региональным органом власти, и закреплен предприятием в приказе по учетной политике.

Комиссионная торговля

В случае участия комиссионера в расчетах налог с продаж должен взиматься с покупателей и уплачиваться в бюджет комиссионером в порядке, установленном законом субъекта РФ, на территории которого действует данный налог и осуществляется продажа товара. При этом налог взимается комиссионером с покупателей исходя из полной цены продажи товара, включающей комиссионное вознаграждение комиссионера. Комитенту при получении выручки от комиссионера как наличными денежными средствами, так и безналичными налог с продаж уплачивать не следует.

Если же комиссионер в расчетах не участвует, то плательщиком налога с продаж является комитент. Комиссионер его не уплачивает независимо от того, в какой форме он получил комиссионное вознаграждение — наличными денежными средствами или безналичными.

Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете операций по реализации товаров по договору комиссии предприятием оптовой торговли.

Пример 4

Предприятие оптовой торговли получило товар стоимостью 3 600 руб. (в том числе 600 руб. НДС) для реализации по договору комиссии (с участием в расчетах) от комитента — предприятия оптовой торговли. Согласно договору сумма комиссионного вознаграждения установлена в виде разницы между стоимостью, по которой товар был реализован покупателю, и стоимостью, по которой товар был получен комиссионером от комитента.

Предприятие оптовой торговли реализовало товар за 4 725 руб. И комиссионер, и комитент в целях налогообложения определяют выручку “по отгрузке”.

В таком случае операции по получению, реализации то вара, начислению налога с продаж НДС и расчетам между комиссионером и комитетом отразятся следующими записями.

У комиссионера:

Далее отражаются операции по выявлению финансового результата исходя из сумм, включенных комиссионером в издержки обращения.

У комитента:

Далее отражаются операции по выявлению финансового результата исходя из покупной стоимости товара и сумм, включенных комитентом в издержки обращения.

Предприятия общественного питания

Наряду с предприятиями розничной торговли основными плательщиками налога с продаж становятся и предприятия общественного питания, поскольку они также работают непосредственно с населением.

Особенностью таких предприятий является то, что они осуществляют реализацию как продукции собственного производства, так и покупных товаров. При этом большинство предприятий общественного питания учет товаров и продуктов ведет по продажным ценам, и сумма реализованной наценки определяется ежемесячно расчетным путем.

Исчисление и учет налога с продаж предприятиям общественного питания в части реализации покупных товаров осуществляются аналогично предприятиям розничной торговли.

Напомним, что при изготовлении собственной продукции в отличие от общеустановленного порядка учета производственных затрат на предприятиях общественного питания стоимость сырья (продуктов) на счет 44 “Издержки обращения” не относится, а учитывается на счете 29 “Основное производство”.

Рассмотрим порядок исчисления налога с продаж на предприятии общественного питания при реализации собственной продукции.

Пример 5

Предприятию общественного питания в апреле 1999 г. оприходованы продукты для приготовления блюд на общую сумму 80 000 руб. (в том числе НДС). Торговая наценка определена в размере 80 % от покупной стоимости. Для упрощения примера предположим, что остатка продуктов на 1 апреля не было и в апреле все продукты были израсходованы для приготовления продукции. Все приготовленная продукция реализована.

Предприятия сферы услуг

В числе плательщиков налога с продаж также следует выделить отдельные предприятия сферы услуг Так, в частности, в перечень услуг, облагаемых налогом с продаж при их реализации за наличный расчет, включены услуги трех-, четырех— и пятизвездочных гостиниц.

Пример 6

Цена номера в трехзвездочной гостинице установлена в сумме 300 руб. в сутки, в том числе 50 руб. НДС. Гостиницей установлен порядок оплаты, предусматривающий оплату аванса в размере 100 % стоимости. Заказчиком является организация, оплатившая в качестве аванса стоимость номера на 10 суток наличными деньгами.

В этом случае гостиницей стоимость услуги увеличивается на сумму налога с продаж:

Туристические фирмы

Объектом обложения налогом с продаж является стоимость реализуемых за наличный расчет услуг туристических фирм, связанных с поездками за пределы Российской Федерации (за исключением стран СНГ).

Порядок бухгалтерского учета туристической деятельности зависит от вида деятельности туристической фирмы. При осуществлении туристической фирмой туроператорской деятельности учет ведется по схеме производственного предприятия, при осуществлении турагентской деятельности — по схеме торгового предприятия. Учет у турагентов, занимающихся посреднической деятельностью, строится по схеме учета операций комиссионера. Соответствующим образом осуществляется и бухгалтерский учет по налогу с продаж.

Отметим, что, рассматривая приведенные примеры, мы опирались на общие принципы исчисления и бухгалтерского учета налога с продаж, установленные на федеральном уровне.

В своей практической деятельности налогоплательщики должны, разумеется, учитывать особенности регионального законодательства и руководствоваться порядком, установленным региональными законодательными (представительными) органами в пределах компетенции, определенной федеральным законом.

Отражение операций по реализации товара за наличный расчет с учетом налога с продаж

Во многих регионах уже введен налог с продаж, порядок исчисления и уплаты которого вызывает множество вопросов. Предлагаем читателям рассмотреть порядок расчета налога с продаж на конкретных примерах.

Налог с продаж включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю. При этом в оборот, облагаемый налогом с продаж, включаются: сумма НДС и акциза по подакцизным товарам, а также налог на реализацию ГСМ, таможенные пошлины и другие косвенные налоги, которые платит конкретное предприятие. Поскольку в розничной торговле товары учитываются с НДС, то при расчете розничной цены (с учетом налога с продаж) отпускная стоимость увеличивается только на сумму налога с продаж. При этом при расчете розничной цены не имеет значения, как товары учитываются на складе — по продажной или по покупной стоимости, отличается только отражение операций на счетах бухгалтерского учета.

Налог с продаж в оптовой торговле

Предприятие, осуществляющее оптовую торговлю, уплачивает налог с продаж только в том случае, если отпускает товар другому юридическому лицу или частному предпринимателю за наличный расчет. Напомним, что если предприятие продает товар физическому лицу, то оно осуществляет розничную торговлю.

Налогооблагаемой базой для расчета налога с продаж является продажная стоимость товаров, и предприятие оптовой торговли заранее рассчитывает его сумму, приходящуюся на конкретный товар (а не выделяет ее по расчетной ставке). Рассмотрим на конкретных примерах начисление налога с продаж в оптовой торговле и отражение операций по реализации товаров с учетом этого налога.

Ситуация 1

Торговое предприятие по договору купли-продажи за наличный расчет приобрела в собственность радиотехнику на сумму 18 900 руб., в том числе НДС — З 000 руб., налог с продаж — 900 руб.

Весь товар был продан оптом также за наличный расчет по цене 25 200 руб., включая НДС — 4 000 руб., налог с продаж — 1 200 руб. Затраты на реализацию составили З 000 руб. (без учета НДС), Ставка налога с продаж — 5 %.

Отражение операций в учете предприятия:

Приобретение товара:

Формирование издержек обращения:

Определение финансового результата:

Допустим, других продаж за наличный расчет в течение квартала не было, и заполним налоговую декларацию на примере формы расчета, применяемой в Смоленской области, учитывая, что суммы налога с продаж зачисляются в доходы областного и местного бюджета в размере 40 % и 60 % соответственно.

В случае если предприятие, реализующее товар оптом, не оговорило в договоре купли-продажи порядок его оплаты — по безналичному или наличному расчету,— а лишь предусмотрело, что в случае оплаты за наличный расчет стоимость товара увеличивается на сумму налога с продаж, то сумма реализации, отражаемая на счетах реализации, должна быть увеличена на сумму налога с продаж с той части товара, за которую денежные средства получены в кассу предприятия.

Ситуация 2

Торговое предприятие продало оптом по договору купли-продажи товар по цене 24 000 руб., включая НДС — 4 000 руб. Через 10 дней покупателем была произведена оплата товара по безналичному расчету в размере 21 000 руб., включая НДС — 3 500 руб., остальные денежные средства внесены в кассу поставщика, при этом отпускная цена была увеличена на сумму налога с продаж (5 %).

Отражение операций по реализации товара в учете предприятия:

В случае если предприятие, реализующее товар оптом, оговорило в договоре купли-продажи порядок его оплаты — за наличный расчет — и увеличило стоимость отгруженного товара на сумму налога с продаж, а в дальнейшем получило денежные средства по безналичному расчету, то продажную стоимость товара следует скорректировать сторнировочной записью.

При этом, по мнению автора, до момента фактической оплаты денежных средств в кассу предприятия налог с продаж можно учитывать на субсчете “Налог с продаж” счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”, поскольку обязанность по уплате налога в бюджет возникает только после получения наличных денежных средств. Однако законодательно этот вопрос в настоящее время не решен.

Ситуация 3

Торговое предприятие продало оптом за наличный расчет в соответствии с условиями договора купли-продажи товар по цене 25 200 руб., включая НДС — 4 000 руб., налог с продаж — 1 200 руб. Через 10 дней покупателем была произведена оплата товара по безналичному расчету в размере 21 000 руб., включая НДС — 3 500 руб., остальные денежные средства в сумме 3 150 руб., включая налог с продаж — 150 руб. (3 000 руб. * 5 % / 100 %), внесены в кассу поставщика.

Отражение операций по реализации товара в учете предприятия

Таблица № 1

Расчет налога с продаж, совершенных за квартал

№ П/П

Вид товара (работ, услуг)

Стоимость реализованного товара (с налогом с продаж), тыс. руб.

Ставка налога В %

(100 % + Сумма налога (гр. 3 х гр. 4) :100 % + гр. 4), тыс. руб.

В том числе

областной
бюджет

местный
бюджет

1

2

3

4

5

6

7

1

Промышленные товары

25,2

5

1,2

0,5

0,7

Если товар, проданный оптом за наличный расчет по договору купли-продажи, возвращается покупателем по различным причинам, связанным с ненадлежащим исполнением договора (передача товара ненадлежащего качества, ассортимента и т.п.), то продавцу товара следует скорректировать обороты по реализации товара сторнировочными проводками.

При возврате товара по необоснованным причинам налог с продаж корректировке не подлежит, так как действующее законодательство трактует такой возврат как реализацию для организации, возвращающей ранее купленный товар, и как покупку товара — для организации, принимающий возвращенный товар.

После отражения в учете соответствующих операций по корректировке оборотов по реализации товаров производится корректировка суммы налога с продаж (то есть уменьшаются очередные платежи в бюджет).


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"