Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

предыдущая часть


Краткая стратегия действия фирмы на рынке

В рыночной экономике принято выделять два типа конкуренции: внутриотраслевую (отраслевую) и межотраслевую. Конкуренция развертывается не только внутри каждой отрасли производства (торговли), но и между предпринимателями разных отраслей за наиболее прибыльные сферы приложения капиталов.

Исторически конкуренция в рыночной экономике начиналась с преобладания методов снижения издержек соперничества над методами повышения качества. Такое положение дел было характерно для периода свободной конкуренции. Однако оно было обусловлено характерными признаками свободной конкуренции, прежде всего преобладания отраслевого соперничества над межотраслевым, неизменностью в течение длительного времени системы потребностей и т.п.

На современном этапе наблюдается преобладание конкуренции за счет повышения качества товара. Основу соперничества между фирмами составляет борьба за дифференцированный спрос.

Разрабатывая стратегию и тактику поведения на рынке, фирма озабочена созданием продукции, которая по своим потребительским качественным параметрам соответствует запросам потребителей. Разрабатывая экономическую политику, фирма ориентируется прежде всего на учет динамики потребительских ожиданий. Уже в рамках этого она определяет пути снижения издержек, уменьшения цены.

В зависимости от обстоятельств фирма может применять любые методы конкуренции, если они не запрещены законодательно, и использовать любую модель конкурентного поведения. Следует подчеркнуть, что все ее действия в конечном счете подчинены выдерживаемой рыночной стратегии.

В условиях ужесточения конкуренции всякая фирма одновременно применяет две стратегии: установку на монополизацию рынка и установку на интеграцию своей деятельности в единый процесс функционирования рынка. Действия согласно первой установке направлены в целом на уменьшение числа конкурентов, действия согласно второй установке — на стабилизацию своего собственного положения путем уменьшения степени риска за счет долгосрочного либо краткосрочного сотрудничества с другими фирмами по вертикали и горизонтали. Первая установка изначально предполагает дискриминирующие действия по отношению к конкурентам, она влечет изменение баланса сил на рынке, вторая установка предполагает снижение конкурентной активности, сохранение баланса сил, если эти силы признаются равновеликими.

Отражением такого положения и является интеграционная стратегия, базирующаяся на понимании фирмами динамики соотношения “конкуренция — монополия”. Однако интеграция в рыночной экономике — это не товарищеское сотрудничество. Интеграция основана на понимании баланса конкурентных сил и предполагает взаимное сотрудничество ради сохранения этого баланса сил.

Выбор стратегии или сочетания стратегий осуществляется фирмами в зависимости от ролевой функции фирмы в процессе конкурентного взаимодействия.

Рассчитывать на успех в конкуренции нельзя, если не знаешь потенциала своих соперников и характерных для них способов реагирования на изменение рыночной ситуации.

Брюс Хендерсон назвал следующий ряд закономерностей конкурентной борьбы.

Отсюда следует три правила поведения в конкурентной борьбе.

По оценкам Филиппа Котлера, существуют четыре роли в конкурентной борьбе, определяемые долей фирмы на рынке:

В зависимости от позиции на рынке и предъявляемых в этой связи претензий выделяются различные стратегии маркетинга в конкурентной борьбе. Например, лидера все пытаются атаковать, и он, защищая свои позиции, может придерживаться различных стратегий: оборона позиции; фланговая оборона; упреждающая оборона; контрнаступление; мобильная оборона; сжимающая оборона.

Анализируемая фирма действует в условиях совершенной (чистой) конкуренции, где затруднительно конкретно определить одну из перечисленных четырех ролей. В условиях совершенной конкуренции фирмы занимают незначительную долю данного рынка. Например, наша фирма занимает всего 6 % данного рынка. Поэтому главной стратегией фирмы будет стратегия снижения собственных затрат, поиска надежного поставщика, продающего качественный сахар, соответствующий ГОСТ 21-94 и ГОСТ 22-94 по цене закупки ниже среднеотраслевой.

В методическом плане первым этапом разработки стратегии фирмы является проведение SWOT-анализа (рис. 26).

SWOT-анализ является одним из первых этапов стратегического маркетинга (планирования). На наш взгляд, идея SWOT-анализа заключается в следующем: а) приложение усилий для превращения слабостей в силу и угроз в возможности; б) развитие сильных сторон фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями.

SWOT-анализ рекомендуется проводить в 5 этапов.

На первом этапе SWOT-анализа глубоко изучаются конкурентные преимущества фирмы в следующих областях:

На втором этапе анализа изучаются слабости фирмы. Он начинается с анализа конкурентоспособности выпускаемых товаров по всем рынкам. Определяются слабости по изученным на первом этапе конкурентным преимуществам.

На третьем этапе анализа изучаются факторы макросреды фирмы (политические, экономические, технологические, рыночные и др.) с целью прогнозирования стратегических и тактических угроз фирме и своевременного предотвращения убытков от них.

На четвертом этапе анализируются стратегические и тактические возможности фирмы (капитал, активы, персонал и т.д.), необходимые для предупреждения возникновения угроз фирме и своевременного предотвращения убытков от них.

На пятом, последнем этапе SWOT-анализа согласуются силы с возможностями для формирования проекта отдельных разделов стратегии фирмы.

Факторы, определяющие внешние и внутренние условия функционирования фирмы, перечислены в табл. № 11 и табл. № 12.

Рассмотрим перечисленные внешние факторы на примере нашей фирмы.

Ресурсы “на входе” фирмы не ограничены.

Рынок насыщен; его тип — промежуточных торговцев; стабильный; колебания объема продаж слабые, сезонные; колебание цен незначительные.

Рынок совершенной (чистой) конкуренции; государственного регулирования конкуренции нет.

Внешние условия функционирования фирмы довольно стабильны.

Имеется возможность прогнозирования внешних факторов.

Фирма самостоятельна в своих действиях (при условии соблюдения законодательства).

Экологическая нагрузка в пределах нормы; на экологию региона фирма не оказывает влияния.

Рассмотрим перечисленные внутренние факторы функционирования фирмы:

Закупка товаров без проблем; стабильная.

Организационно-технический уровень торговли фирмы соответствует среднерегиональному. Данные по стране и зарубежью отсутствуют.

Конкурентоспособность закупаемого товара соответствует данному рынку.

Поскольку фирма функционирует всего год, то на следующий год ей предстоит расширение (по торговым площадям, оборудованию и т.п.). Других проблем в этом направлении нет.

Фирма функционирует всего год, персонал по составу, квалификации, профессионализму отвечает предъявляемым требованиям. Более глубокий анализ этих качеств персонала будет проведен позже.

Условия труда нормальные, жильем все обеспечены, социальным развитием коллектива руководство фирмы не занимается (этот аспект не отражен в контрактах с персоналом, так как численность персонала фирмы составляет 10 человек).

Эффективность деятельности фирмы низкая, поскольку фирма находится в стадии становления.

В перспективе намечается стабильный рост фирмы по торговому и кадровому потенциалу, объему продаж и эффективности. Практика показывает, что при удвоении объема продаж (при его увеличении на 100 %) собственные затраты торговой фирмы возрастают лишь на 80 %, поэтому затраты на единицу торговой операции снижаются на 20 %.

Место фирмы на оптовом продовольственном рынке

С целью перехода от хаоса к четкой системе распределения продуктов питания и снабжения ими городов, областей и краев Российской Федерации в 1994 — 1998 гг. был принят ряд нормативных документов.

03.10.94 г. было принято Постановление Правительства РФ № 1121 “О создании Федеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков”. В нем были определены задачи, цель корпорации, ее организационно-правовая форма, даны задания министерствам и ведомствам по обеспечению функционирования корпорации и выполнению постановления Правительства РФ.

Так, целью Федеральной продовольственной корпорации является развитие и государственное регулирование продовольственного рынка в интересах товаропроизводителей, удовлетворение спроса населения на продовольствие, и промышленности — на сельскохозяйственное сырье.

Рис. 26. Схема проведения SWOT-анализа

 Таблица № 11

Факторы, определяющие внешние условия функционирования фирмы

Факторы Характеристика факторов Оценка факторов
1 2 3 4
1 Источники ресурсов на входе системы (в данном примере – закупаемый оптом сахар)   Степень доступности Не ограничена
Ограничена
Значительно ограничена
2 Рынок Степень насыщения Не насыщен
Насыщен
Тип Международный
Государственных предприятий
Промежуточных торговцев
Производителей
Конечных потребителей
Динамизм Растущий
Стабильный
Сокращающийся
Колебания объема продаж Отсутствуют
Слабые
Сильные
Колебания цен Отсутствуют
Незначительные
Сильные
 3 Конкуренция Наличие и масштабы деятельности конкурирующих фирм Отсутствуют
Имеются (доля рынка)
Совершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция
Олигополия
Монополия
Государственное регулирование конкуренции Отсутствует
Слабое
Жесткое
4 Динамика условий Характер изменения факторов Стабильность
Устойчивый рост или снижение
Ускоряющийся рост или снижение
Синусоидальный рост или снижение
5 Неопределенность условий Степень риска в оценке факторов Возможность прогнозирования
Разная степень неопределенности
6 Степень свободы фирмы в системе менеджмента Вмешательство государства в управление Централизованное управление
Соотношение государственного управления с самостоятельностью фирмы
Самостоятельная фирма, работающая в условиях регулируемого рынка
Самостоятельная фирма, работающая в условиях нерегулируемого рынка (совершенной конкуренции)
 7 Экология Степень нагрузки зоны В пределах нормы
Выше нормы
Ниже нормы
Возможность регулирования воздействия на экологию Имеется
Отсутствует

 Таблица № 12

Факторы, определяющие внутренние условия функционирования рынка

Факторы

Характеристика факторов

Оценка факторов

1

2

3

4

1

Возможности закупки товара

Стабильные

По ситуации

С дополнительными проблемами или вложениями средств

2

Организационно-технический уровень торговли

Сравнение с аналогичными условиями торговли в регионе, стране, за рубежом

Ниже уровня

На уровне

Выше уровня

3

Конкурентоспособность товара

Соответствие лучшим отечественным или зарубежным образцам на конкретном рынке

Ниже уровня

На уровне

Выше уровня

4

Резервы внутренней интеграции, кооперации и специализации

Необходимость интеграции по вертикали

Да

Нет

Необходимость расширения кооперации

Да

Нет

5

Кадры

Необходимость дальнейшего углубления специализации, разбиения фирмы, создания филиалов

Да

Нет

Состав по категориям

Оценка по ситуации

Профессиональный состав

Квалификационный состав

6

Качество труда и отдыха

Условия труда

Нормальные

Вредные

Особо вредные

Обеспеченность жильем

Процент не обеспеченных

Обеспеченность объектами соцкультбыта

Процент не обеспеченных по направлениям

7

Эффективность деятельности фирмы

Процент чистой прибыли

До 5 %

5 — 20 %

Свыше 20 %

Рентабельность торговой деятельности фирмы

Оценка по конкретной ситуации

Стабильное функционирование

8

Динамичность развития фирмы

Степень динамичности азвития фирмы

Стабильный рост

Рост с ускорением

Падение

На Федеральную продовольственную корпорацию были возложены следующие задачи:

9 июля 1997 г. Постановлением Российской Федерации № 689 утверждено “Положение о Межведомственной комиссии по организации и функционированию системы оптовых продовольственных рынков”. Комиссия является координационным органом, обеспечивающим согласованность действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и заинтересованных организаций по вопросам создания и функционирования продовольственных рынков.

Основными задачами Комиссии являются:

10 февраля 1997 г. Федеральной продовольственной корпорацией при Минсельхозпроме РФ утверждены “Временные правила торговли на оптовом продовольственном рынке национального значения”. Правила состоят из 15 разделов:

Из всех перечисленных разделов остановимся на одном — о правах и обязанностях оптовых продавцов, покупателей и администрации оптового рынка.

Оптовый продавец имеет право требовать от администрации ОПР:

Оптовый продавец обязан:

Оптовый покупатель имеет право:

Оптовый покупатель обязан:

Администрация оптового рынка имеет право:

Администрация оптового рынка обязана:

10 февраля 1997 года Генеральным директором Федеральной продовольственной корпорации утвержден также ряд других нормативных документов по функционированию оптовых продовольственных рынков: Типовой устав Ассоциации оптовиков; Временный порядок ведения реестра оптовых продовольственных рынков национального значения; Временное положение о квалификационной комиссии; Временное положение о проведении предварительного квалификационного отбора и порядок аккредитации оптовиков на оптовом продовольственном рынке; Положение о кассово-расчетных центрах на оптовых продовольственных рынках национального значения; Порядок сбора и передачи информации по конъюнктуре цен на оптовом продовольственном рынке национального значения; Примерный договор аренды имущественного найма нежилого помещения (складского и технологического); Временный порядок и условия аккредитации банков на оптовых продовольственных рынках национального значения и другие документы.


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"