Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

На вопросы читателей отвечает аудитор Гримальский В.Л.


Нарушения при заполнении счетов-фактур

Каковы последствия несоблюдения порядка заполнения счета-фактуры? Принимается ли к зачету НДС по счету-фактуре поставщика, если отсутствует подпись лица, выдавшего этот счет-фактуру?

Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером поставщика, а также лицом, ответственным за отпуск товаров, и скрепляется печатью организации (предприятия) (п. 4 постановления Правительства РФ от 29 июля 1996 г. № 914 "Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями). Согласно п. 8 этого же постановления, счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут являться основанием для зачета (возмещения) покупателю налога на добавленную стоимость в порядке, установленном федеральным законом.

При заполнении счета-фактуры следует обратить внимание также на то, что постановлением Правительства РФ от 19 января 2000 г. № 46 был изменен Порядок ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость. В связи с внесенными изменениями в счете-фактуре должны быть указаны, помимо порядкового номера счета-фактуры; наименования и регистрационного номера поставщика товара (работы, услуги); наименования получателя товара (работы, услуги); наименования товара (работы, услуги); стоимости (цены) товара (работ, услуг); суммы НДС; даты составления счета-фактуры,— еще и следующие данные: страна происхождения товара; номер грузовой таможенной декларации.

Следовательно, при продажах импортного товара, если при заполнении счета-фактуры данные о стране происхождения товара и номер грузовой таможенной декларации не указаны, то такие счета-фактуры не могут являться основанием для зачета (возмещения) покупателю НДС.

Кроме того, согласно письму ГТК РФ от 18 февраля 2000 г. № 01–06/3940 "Разъяснения в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1999 г. №1682 и постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2000 г. № 46", при осуществлении таможенного контроля за товарами и транспортными средствами ГТК РФ исходит из того, что отсутствие счета-фактуры или информации в нем о стране происхождения импортного товара и/или номере грузовой таможенной декларации (ГТД), согласно которой было произведено таможенное оформление, а также содержание в счете-фактуре недостоверной информации о стране происхождения и/или номере ГТД, при совершении операций по обороту товаров импортного производства на внутреннем рынке РФ, является обстоятельством, указывающим на наличие в действиях;

В постановлении Правительства РФ от 19 января 2000 г. № 46 не урегулирован вопрос оформления счетов-фактур на импортные товары, приобретенные до введения в действие нового порядка оформления счетов-фактур, для которых неизвестны номер грузовой таможенной декларации и страна происхождения товара. От МНС РФ никаких разъяснений по этому вопросу не поступило.

Документ получен в следующем квартале

В период формирования себестоимости печатной продукции счета-фактуры от типографии, печатающей эту продукцию (счетов типография не выставляет), не поступили вовремя в издательство, и себестоимость издания была сформирована без их учета Эти счета-фактуры были включены в себестоимость в следующем квартале (по мере их поступления), хотя датированы они тем месяцем, в котором имели место оказываемые услуги.
Согласно постановлению Правительства РФ № 552, только непроизводительные затраты могут быть отражены в учете в том периоде, в котором они выявлены. Типографские расходы для издательства, вероятно, нельзя отнести к непроизводительным расходам, производить перерасчет с увеличением себестоимости продукции не представляется возможным.
Как лучше поступить в этой ситуации, чтобы не приобрести штрафных санкций?

Все хозяйственные операции должны быть подтверждены оправдательными документами, которые следует составлять в момент совершения или непосредственно после совершения этих операций (ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. "О бухгалтерском учете"). В рассматриваемой ситуации счета-фактуры, используемые для зачета НДС, строго говоря, не могут заменить первичные документы (счета, акты и т. п.).

Типографские расходы не относятся к непроизводственным, следовательно, они подлежат включению в себестоимость того отчетного периода, к которому они относятся.

В случае если сделать это не удалось (отсутствовали оправдательные документы), по нашему мнению, можно воспользоваться правом, предоставленным налогоплательщику абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ, предусматривающим возможность произвести перерасчет налоговых обязательств того отчетного периода, к которому относятся выявленные ошибки (искажения). Подробнее о таких исправлениях см., например, Письмо МНС РФ от 3 марта 2000 г. № 02–01–16/28. В описанном случае в бухгалтерском учете допущены искажения — занижена себестоимость. И если требования бухгалтерского учета предписывают вносить исправления в отчетность того отчетного периода, в котором выявлены ошибки, то, в соответствии с налоговым законодательством, подлежит исправлению отчетность того налогового (отчетного) периода, к которому относится выявленная ошибка. Следовательно, может быть составлен уточненный расчет по налогу на прибыль за соответствующий отчетный период, в котором будут отражены реальная себестоимость продукции и реальная прибыль, подлежащие налогообложению.

Включать же производственные расходы в себестоимость следующего отчетного периода неправомерно.

Если баланс не сдан вовремя...

Если предприятие не представило в срок баланс, в каком порядке осуществляется его сдача?

Налоговым законодательством предусмотрена ответственность за налоговые правонарушения, в частности за несвоевременное представление баланса. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). А также, в соответствии с п. 12 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943–1 "О налоговых органах РФ", налоговым органам предоставляется право налагать административные штрафы на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, в размере от 2 до 5 минимальных размеров оплаты труда на каждого виновного, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания,— в размере от 5 до 10 МРОТ.

Подоходный — в два бюджета

Как в 2000 году происходит распределение подоходного налога с физических лиц по бюджетам (федеральному и субъектов) в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом № 207-ФЗ?

Федеральным законом от 25 ноября 1999 г. № 207-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"" внесены изменения в некоторые положения Закона РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998–1 "О подоходном налоге с физических лиц". Изменения вступили в силу с 1 января 2000 года. Новой редакцией в шкале ставок подоходного налога не предусмотрена ставка налога, взимаемая в федеральный бюджет.

Тем не менее, доходы федерального бюджета в 2000 году формируются, в том числе, за счет сумм подоходного налога с физических лиц. На основании ст. 10 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", в федеральный бюджет поступает 16 процентов сумм подоходного налога. Статьей 32 этого Федерального закона установлено, что в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2000 году зачисляются поступления от подоходного налога с физических лиц в размере 84% доходов. Таким образом, суммы подоходного налога распределяются так: 16% — в федеральный бюджет; 84% — в бюджет субъекта.

В отличие от 1999 года федеральные налоги и сборы, в том числе и подоходный налог, зачисляемые в бюджетную систему РФ в 2000 году, распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ не налоговыми агентами, а органами федерального казначейства Минфина РФ (ст. 10 Закона № 227-ФЗ). В соответствии с совместным Письмом МНС РФ и Минфина РФ от 6 января 2000 г. № ФС-6–09/10, 03–01–12/07–2, подоходный налог, поступающий с 1 января 2000 года, перечисляется налоговыми агентами одним платежным поручением.

Когда новый вид деятельности указывается в уставе?

Предприятие имеет внутризаводской склад ГСМ и в настоящее время получает лицензию на использование этого склада в качестве внутризаводской АЗС для заправки заводских машин. Нужно ли указывать этот вид деятельности в уставе?

В данной ситуации все зависит от формы юридического лица. Необходимость указания в учредительных документах конкретных видов деятельности, которыми вправе заниматься юридическое лицо, действующим законодательством предусмотрена только для унитарных предприятий (ст. 113 ГК РФ), для всех остальных коммерческих организаций этого не требуется (см. ст. 52, 70, 83, 89, 98, 108 ГК РФ, ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", ст. 12 Федерального закона от 8 февраля 1.998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. 5 Федерального закона от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ "О производственных кооперативах").

Однако есть два исключения. Во-первых, если предприятие — ООО и в его уставе определены в виде закрытого перечня конкретный предмет и цели деятельности и новый вид деятельности (внутризаводская АЗС) этому предмету и целям противоречит, то соответствующие изменения в устав должны быть внесены (см. абз. 2 п. 2 сг. 2 Закона № 14-ФЗ). Во-вторых, в уставе сельскохозяйственного кооператива должны быть указаны предмет и цели деятельности (ст. 11 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"), при этом достаточно определить одно из главных направлений деятельности кооператива с указанием, что кооператив может заниматься любой деятельностью в пределах целей, для достижения которых кооператив образован.

Положение о лицензировании деятельности по содержанию и эксплуатации нефтебаз (кроме входящих в топливно-энергетический комплекс Российской Федерации) и автозаправочных станций (в том числе передвижных), утвержденное постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1995 г. № 897, не содержит в числе условий, необходимых для получения лицензии, требования об указании соответствующего вида деятельности в уставе юридического лица.

Таким образом, если предприятие не является унитарным и не подпадает под два вышеперечисленных исключения, указывать в уставе новый вид деятельности не требуется.

Предприятие перешло на уплату единого налога

Суммы, получаемые в погашение задолженности, не включаются в доход

Предприятие "А" переведено на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. В течение года оно оплачивает по просьбе предприятия "Б" некоторые расходы этой организации. Ежеквартально составляется акт, в котором фиксируется задолженность предприятия "Б" перед предприятием "А". В конце года предприятие "Б" погашает свою задолженность путем перечисления денежных средств на расчетный счет предприятия "А".
Должна ли включаться в доход предприятия "А" для начисления единого налога сумма погашения данной задолженности?

В рассматриваемой ситуации между предприятиями "А" и "Б" фактически возникают отношения по договору займа. Средства, которые предприятие "А" направляет на оплату отдельных расходов предприятия "Б", представляют собой сумму займа, предоставленного предприятию "Б". Во избежание споров с налоговыми органами при оформлении между предприятиями акта в нем должен быть четко зафиксирован размер займа и обязанность предприятия "Б" по его возврату. В этом случае акт будет являться письменной формой договора.

Объектом обложения единым налогом при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности является совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта осуществляется органом государственной власти субъекта Федерации (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", далее — Закон № 222-ФЗ).

Совокупный доход определяется как разница между валовой выручкой и расходами, исчерпывающий перечень которых содержится в п. 2 ст. 3 Закона № 222-ФЗ. Валовая выручка представляет собой сумму выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов (п. 2 и 3 ст. 3 Закона № 222-ФЗ).

Денежные средства, поступающие от предприятия "Б", не включаются в валовую выручку предприятия "А", поскольку они не являются ни выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), ни продажной ценой имущества, реализованного за отчетный период, ни внереализационными доходами, а представляют собой возврат суммы займа. Следовательно, они не будут включаться в доход при начислении единого налога по упрощенной системе налогообложения.

Однако проценты, полученные от предприятия "Б" за пользование займом (если стороны предусмотрели такое условие), будут включаться в валовую выручку.

Обязательно ли ведение книги покупок и книги продаж?

Должно ли предприятие розничной торговли, переведенное на уплату единого налога на вмененный доход, вести книгу покупок и книгу продаж?

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 июля 1996 г. № 914 "Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 108), обязанность составления счетов-фактур и ведения журналов учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж возложена на плательщиков НДС.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (в редакции Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 63-ФЗ, далее — Закон № 148-ФЗ), со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимается, в частности, НДС. В связи с этим у предприятий, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход и не являющихся плательщиками НДС, нет обязанности оформлять счета-фактуры и вести книгу покупок и книгу продаж.

В то же время, в соответствии со ст. 4 Закона о едином налоге на вмененный доход, налогоплательщики, осуществляющие, наряду с деятельностью на основе свидетельства об уплате единого налога, иную предпринимательскую деятельность, ведут раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности. Деятельность на основе свидетельства подлежит налогообложению исключительно в соответствии с Законом о едином налоге на вмененный доход.

Таким образом, налогообложению единым налогом на вмененный доход подлежит только деятельность предприятия, подпадающая под требования Закона № 148-ФЗ — розничная торговля. Что же касается иной предпринимательской деятельности (например, оптовой торговли, реализации основных средств, сдачи имущества в аренду и др.), то эта деятельность подлежит налогообложению в общеустановленном порядке, в том числе и налогом на добавленную стоимость. Поэтому в части этой деятельности за предприятием сохраняется обязанность оформлять счета-фактуры и вести книгу покупок и книгу продаж по установленным формам.

Инвентаризация или использование счета 42

Что понимать под словами Закона № 222-ФЗ "использованный в процессе производства приобретенный товар"? Как заполнить книгу учета доходов и расходов, если товар оплачен и выставлен на продажу, но еще не реализован?

Общий порядок ведения учета доходов и расходов определен Порядком отражения в книге учета доходов и расходов хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (Приложение 2 к Приказу Министерства финансов РФ от 22 февраля 1996 г. № 18) (далее — Порядок).

К сожалению, указанный документ определяет лишь общий порядок отражения хозяйственных операций в книге учета доходов и расходов и не дает четких ответов на все вопросы субъектов упрощенной системы, возникающие на практике. Кроме этого, практически отсутствуют ведомственные разъяснения порядка его применения со стороны МНС РФ и Минфина РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ, совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ плюс 3%), оказанных услуг, а также сумм НДС, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов. Согласно п. 3 ст. 3 валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.

Согласно Порядку в графе 4 "Доходы" раздела I "Доходы и расходы", книги учета доходов и расходов отражают все поступления субъекту выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущества субъекта малого предпринимательства, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов в виде денежных средств, ценных бумаг и иного имущества. В состав доходов включаются денежные средства и иное имущество, полученное безвозмездно и в виде финансовой помощи (п. 2 Порядка).

В графе 6 "Расходы" раздела I "Доходы и расходы" книги учета доходов и расходов отражаются расходы субъекта, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, включая расходы, перечисленные в п. 2 ст. 3 Закона № 222-ФЗ.

Исходя из содержания п. 2 ст. 3 Закона № 222-ФЗ, из валовой выручки вычитается, в частности, и стоимость использованных в процессе производства товаров (работ, услуг), сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива — стоимость формируется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость), наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями (п. 3 Порядка).

Также необходимо обратить внимание на следующее. В п. 3 Порядка имеется следующая формулировка: "В графе 7 не показываются затраты, не предусмотренные в п. 2 ст. 3 указанного Федерального закона, в частности: расходы на оплату труда, амортизационные отчисления по основным средствам, нематериальным активам и малоценным и быстроизнашивающимся предметам". По мнению ряда специалистов, в тексте Порядка допущена опечатка, и вместо слов "В графе 7 не показываются..." следует читать "В графе 7 показываются...". Таким образом, в графе 7 должны отражаться расходы, не предусмотренные в п. 3 Порядка.

Как можно заметить, стоимость перечисленных выше материальных ресурсов принимается для исчисления единого налога только в том случае, если она фактически оплачена (п. 3 Порядка).

Принимая во внимание то, что в составе расходов, учитываемых для расчета налога, согласно п. 2 ст. 3 Закона № 222-ФЗ, участвует "стоимость использованных в процессе производства приобретенных товаров", можно предположить, что в приведенном контексте для торговых предприятий подразумевается операция, отражающая списание стоимости приобретенных товаров на реализацию, то есть их фактическая отгрузка (для предприятий розничной торговли — реализация покупателям). Эта операция при подтверждении ее соответствующими первичными документами (товаро-транспортными накладными, накладными на отпуск, чеками ККМ и пр.) будет означать, что предприятие отгружает приобретенные товары с целью их дальнейшей перепродажи, то есть использует в производственной деятельности.

Мнение о том, что в торгующих организациях под использованием товаров в процессе производства понимается покупная стоимость товаров, отпущенных (отгруженных) покупателям, высказано и Минэкономики РФ (ответ специалиста Минэкономики РФ Л.К. Трикузовой от 3 декабря 1998 г.— в справочной системе "Консультант-Плюс").

Таким образом, предприятие при исчислении совокупного дохода, по нашему мнению, должно принимать стоимость оплаченных товаров, которые отгружены покупателям, независимо от суммы выручки, полученной от их реализации.

Как отмечалось выше, из действующего Порядка следует, что при расчете совокупного дохода в целях исчисления единого налога необходимо учитывать стоимость фактически оплаченной продукции. Следовательно, можно сделать вывод, что предприятие-субъект упрощенной системы налогообложения вправе производить учет выручки только по мере оплаты отгруженной продукции.

Точное исчисление сумм единого налога, причитающегося к уплате по итогам налогового периода, на предприятии розничной торговли может быть осуществлено на основании инвентаризации товаров по окончании очередного налогового периода.

Поскольку проведение такой инвентаризации является достаточно трудоемким, то возможным вариантом является ведение учета по общепринятому порядку с использованием обычной системы учета на предприятиях розничной торговли с использованием счета 42 "Торговая наценка". В таком случае доход может отражаться в книге учета доходов и расходов в виде товарооборота, а не реализованного торгового наложения.

В книге учета доходов и расходов записи будут осуществляться на основании кассовых отчетов кассира (валовая выручка предприятия). Расходы, учитываемые при определении совокупного дохода, будут определяться расчетным путем. Из полученной выручки за отчетный период вычитается наценка, приходящаяся на проданный товар. В графу "Расходы" заносится стоимость проданного товара по покупной цене, определенная также расчетным путем.

Расходы по приобретению товара (по покупным ценам без НДС) не включаются в расчет до момента их продажи покупателям, в связи с чем отражаются по графе 6 "Расходы" и графе 7 "Расходы, не принимаемые для расчета налога".

Выручка, отраженная в отчетах кассира по показаниям контрольно-кассового аппарата, заносится сразу в графу 4 "Доходы — всего".

Определенная выручка по покупным ценам заносится в книгу учета доходов и расходов в графу 7 "Расходы, не принимаемые для расчета налога" со знаком "минус". Таким образом, уменьшая сумму, не принимаемую к расчету, можно увеличить расходы, включаемые в расчет налогооблагаемой базы для обложения единым налогом.

Однако даже применение такого порядка учета на предприятии розничной торговли в отсутствие количественно-суммового учета не дает возможности определить, какие товары из реализованных в отчетном периоде оплачены поставщикам. Единственным способом, который позволяет получить такую информацию, является проведение инвентаризации по окончании налогового периода.

Отметим также, что этот способ является единственно возможным и для налоговых органов. Иными словами, доказать, что не все товары из реализованных в отчетном периоде оплачены поставщикам, налоговый орган сможет только на основе данных проведенной инвентаризации.

Особенности перехода на общепринятую систему налогообложения

Как должен осуществляться переход на общепринятую систему налогообложения, учета и отчетности в случае превышения совокупного размера валовой выручки, равного 100 000-кратному МРОТ в течение квартала текущего года?

Порядок перехода на упрощенную систему налогообложения определен Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности" (далее — Закон № 222-ФЗ). Согласно п. 3 ст. 2 Закона № 222-ФЗ, субъекты малого предпринимательства имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы 100 000-кратного МРОТ, установленного законодательством РФ на первый день квартала, в котором произошла подача заявления. В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона № 222-ФЗ документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций на налоговый учет.

В Законе № 222-ФЗ не определен подробный порядок перевода организации — субъекта упрощенной системы налогообложения на общепринятую систему (за исключением случая превышения предельной численности работников в 15 человек — в такой ситуации переход (возврат) на общепринятую систему осуществляется начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором подается отчетность с соответствующими сведениями (п. 7 ст. 5 Закона № 222-ФЗ). Добровольный отказ от применения упрощенной системы и переход на общепринятую возможен с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года (п. 8 ст. 5 Закона № 222-ФЗ).

Так как патент выдается на один календарный год и в Законе № 222-ФЗ нет положения о какой-либо возможности досрочного (принудительного) прекращения его действия с очередного отчетного периода (квартала) в течение календарного года (например, в случае превышения предельного размера выручки), то переход на общепринятую систему налогообложения, по нашему мнению, должен производиться с начала очередного календарного года. То есть когда размер выручки в очередном квартале превысил 100 000 МРОТ, организация вправе применять упрощенную систему налогообложения до конца календарного года (то есть до 31 декабря включительно) и должна перейти на общепринятую систему с 1 января нового календарного года.

НДС от покупателей

Должны ли предприятия, работающие по упрощенной системе, выделять НДС в накладной для своих покупателей, работающих по общепринятой системе налогообложения?

Согласно законодательству, для всех плательщиков исчисление и уплата НДС построены таким образом, что сумма налога, указанная отдельной строкой в расчетных и иных документах (поручениях, требованиях-поручениях и др.), должна быть четко зафиксирована на балансе поставщика (продавца) и на балансе покупателя. Только при соблюдении указанных условий у покупателя к зачету (возмещению) принимаются суммы налога, фактически уплаченные в бюджет поставщиком — продавцом материальных ценностей.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона № 222-ФЗ, применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период (в том числе и налога на добавленную стоимость).

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками НДС, действие Закона РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992–1 "О налоге на добавленную стоимость" на них не распространяется. На этом основании указанные хозяйствующие субъекты лишаются права на возмещение входного НДС и не уплачивают в бюджет НДС по своей реализации товаров (работ, услуг).

Сумма НДС выделяется отдельной строкой (п. 16 Инструкции ГНС РФ от 11 октября 1995 г. № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"):

При отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, не облагаемых налогом, расчетные документы, реестры, приходные кассовые ордера и первичные учетные документы выписываются без выделения сумм НДС и на них делается надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".

В случае реализации малыми предприятиями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, товаров (работ, услуг) с НДС суммы этого налога, полученные от покупателей, должны быть уплачены в бюджет в общеустановленном порядке.

Налоговые льготы

Какие льготы существуют для малых предприятий, работающих по упрощенной системе в г. Москве?

Порядок применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности в г. Москве определен Законом г. Москвы от 16 октября 1996 г. № 29 "О порядке налогообложения субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности" (далее — Закон № 29).

Согласно ст. 1 Закона № 29, объектом обложения единым налогом субъектов малого предпринимательства — юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в отчетном периоде (квартале) устанавливается валовая выручка за отчетный период или совокупный доход, полученный за отчетный период в зависимости от доли совокупного дохода в валовой выручке. При этом патент на осуществление деятельности по упрощенной системе выдается организации бесплатно.

Единый налог будет рассчитываться исходя из размера полученной валовой выручки в случае, если доля совокупного дохода в валовой выручке не превысит уровня в 40%. В иных случаях базой для расчета единого налога, подлежащего уплате, будет служить совокупный доход.

Льготный порядок налогообложения действует по отношению к организациям, осуществляющим виды деятельности, являющиеся приоритетными для г. Москвы. Перечень таких видов деятельности определен в п. 1 ст. 3 Закона № 29 и включает в себя: переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных и промышленных товаров, товаров народного потребления; производство лекарственных и других медицинских препаратов, медикаментов, медицинских изделий и техники; оказание бытовых услуг населению; производство, реализацию и организацию потребления продукции общественного питания собственного производства; природоохранную деятельность; туристическую и экскурсионную деятельность на территории города; строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и эксплуатацию объектов жилищного фонда и культурно-бытового назначения; благоустройство города, сбор и переработку бытовых и производственных отходов; транспортную деятельность по перевозке пассажиров и грузов на территории города; науку и научное обслуживание; здравоохранение; информационно-вычислительное обслуживание; народное образование.

В случае осуществления указанных льготных видов деятельности применяются пониженные ставки единого налога. В частности, согласно ст. 2 Закона № 29, организации — субъекты упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности уплачивают единый налог в бюджет г. Москвы по следующим ставкам.

Если объект налогообложения — валовая выручка:

В то же время необходимо отметить, что юридические лица считаются осуществляющими приоритетные виды деятельности, если суммарная доля выручки от указанных видов деятельности за отчетный период составляет в валовой выручке не менее 70%.

Таким образом, применение наименьшей ставки в 3,67% от валовой выручки будет возможным, если организация осуществляет приоритетные для г. Москвы виды деятельности и величина совокупного дохода в валовой выручке не превысит уровня в 40%.

Пример 1

В I квартале 2000 г. организация осуществляла переработку сельскохозяйственной продукции (приоритетный вид деятельности, доля выручки свыше 70%). Размер валовой выручки составил 100 000 руб.

В таблице приведены возможные варианты подлежащей уплате в бюджет г. Москвы суммы налога в зависимости от доходности (от доли совокупного дохода в валовой выручке).

Таблица № 1

Доля совокупного дохода в валовой выручке

Ставка в соответствии с Законом № 29

Размер подлежащего уплате налога

До 40%

3,67% от валовой выручки

3 670 руб.

От 40 до 44,99%

16% от совокупного дохода

От 6 400 руб. до 7 200 руб.

От 45 до 49,99%

18% от совокупного дохода

От 8 100 руб. до 9 000 руб.

Свыше 50%

20% от совокупного дохода

От 10 000 руб.

Иных льгот для организаций — субъектов упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности в г. Москве не предусмотрено.

Учет основных средств

Предприятие заключило с юридическим лицом договор аренды недвижимого имущества с правом выкупа. Имеет ли право арендатор в соответствии с Разъяснениями Госналогслужбы РФ от 14 сентября 1993 г. № ВГ-4–01/145Н, учитывать арендованное имущество на счете 03 до государственной регистрации права аренды и начислять амортизацию по арендованному имуществу?

Приказом Минфина РФ от 17 февраля 1997 г. № 15 (Приложение 2 к Приказу) с 1 января 1997 г. были внесены изменения в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцию по его применению, утвержденные Приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. № 56. Эти изменения коснулись, в частности, и счета 03.

До 1 января 1997 г. счет 03 имел название "Долгосрочно арендуемые основные средства" и использовался предприятиями-арендаторами для обобщения информации о наличии и движении долгосрочно арендуемых основных средств (то есть основных средств, арендованных по договору аренды с правом выкупа).

Начиная с 1 января 1997 г. счет 03 имеет название "Доходные вложения в материальные ценности" и используется исключительно предприятиями-арендодателями для обобщения информации о наличии и движении материальных ценностей, предназначенных для сдачи (переданных) в аренду. Использование счета 03 предприятиями-арендаторами для отражения информации о долгосрочно арендованных средствах после 1 января 1997 г. допускается только в отношении арендных предприятий (п. 3 Приказа № 15).

В настоящее время порядок бухгалтерского учета арендованных основных средств определяется Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97 (утвержденное Приказом Минфина РФ от 3 сентября 1997 г. № 65н) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (утвержденными Приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 г. № 33н). В соответствии с п. 6.1 и 6.2 ПБУ 6/97, а также п. 84 — 89 Методических указаний предприятие-арендатор учитывает объекты арендованных основных средств за балансом (за исключением случаев аренды предприятия в целом (как имущественного комплекса) и аренды по договору лизинга, если договором предусмотрено, что объект лизинга учитывается на балансе лизингополучателя). Это правило распространяется и на объекты основных средств, арендованные по договору аренды с правом выкупа.

Таким образом, в изложенной ситуации предприятие-арендатор не имеет права учитывать арендованные основные средства на балансовом счете 03 ни до даты государственной регистрации права аренды, ни после этой даты. Арендованное имущество должно учитываться предприятием на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства" (с даты фактического поступления этого имущества к арендатору). При этом предприятие-арендатор не производит начисление амортизации по арендованным объектам основных средств, поскольку амортизационные отчисления по указанным объектам начисляются предприятием-арендодателем (п. 6.4 ПБУ 6/97, п. 68 Методических указаний).

В связи с вышеизложенным необходимо также отметить, что некоторые налоговые органы на местах (например, см. Письмо ГНИ по г. Москве от 9 сентября 1998 г. № 30–08/27466 "О порядке налогообложения операций, связанных с арендой имущества") придерживаются позиции о необходимости ведения бухгалтерского учета операций по договору аренды с правом выкупа в соответствии с Указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга (Приложение 1 к Приказу № 15). Поскольку при заключении договора лизинга лизинговое имущество может учитываться как на балансе у лизингодателя, так и на балансе у лизингополучателя (на отдельном субсчете счета 01 "Основные средства"), то можно предположить, что указанные налоговые органы допускают возможность учета объекта аренды на балансе у арендатора (на счете 01) и в том случае, если между сторонами заключен договор аренды с правом выкупа и по условиям этого договора имущество подлежит учету на балансе у арендатора. Однако ни в каких нормативных документах (включая сами Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга) нет норм, позволяющих распространить порядок учета операций по договору лизинга на все договоры аренды, предусматривающие право выкупа арендованного имущества. Поэтому, по нашему мнению, изложенная выше позиция налоговых органов не соответствует требованиям действующих на сегодняшний день нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета.

Отражение в учете затрат по установке телефонов

Наша организация заключила договор на установку телефонов в арендуемом помещении. Как правильно отразить эти затраты в учете?

Операции по установке телефонов отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:

Д-т сч. 08 — К-т сч. 60 — стоимость телефонного аппарата, подлежащего отражению в составе основных средств;
Д-т сч. 19 — К-т сч. 60 — НДС со стоимости аппарата;
Д-т сч. 08 — К-т сч. 60 — отражение услуг по установке телефона;
Д-т сч. 19 — К-т сч. 60 — НДС со стоимости услуг по установке телефона;
Д-т сч. 01 — К-т сч. 08 — включение затрат по приобретению и установке телефона в стоимость объекта основных средств при вводе телефона в эксплуатацию;
Д-т сч. 60 — К-т сч. 51 — оплата стоимости телефонного аппарата и услуг по установке телефона;
Д-т сч. 68 — К-т сч. 19 — отнесение НДС на расчеты с бюджетом при оплате приобретения и установки телефона и принятию их к учету в качестве объекта основных средств.

Капитальные вложения в арендованные основные средства являются собственностью арендатора, если иное не предусмотрено договором аренды (п. 33 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 г. № 33н). При этом арендатор может, по согласованию с арендодателем, передать ему произведенные капитальные вложения.

Отражение взаимозачетов

Наше предприятие заключило договор купли-продажи, согласно которому продает организации "Полимер" компьютеры в количестве 5 шт. по цене 36 000 руб. за штуку общей стоимостью 180 000 руб. (в том числе НДС 20% — 30 000 руб.).
Согласно условиям заключенного договора, оплата товара будет производиться покупателем после его получения.
Кроме того, заключен второй договор купли-продажи, где "Полимер" обязуется продать нам полиэтиленовые пакеты и количестве 30 000 шт. по цене 6 руб. за штуку общей стоимостью 180 000 руб. (в том числе НДС 20% — 30 000 руб.). По договору оплата будет производиться покупателем после получения товара.
По обоим договорам выполнены все обязательства по поставке продукции. Однако ни одна из сторон не оплатила поступивший к ней товар. Стороны выверили взаимную задолженность и заключили между собой соглашение о проведении зачета взаимных требований.
Как отразить взаимозачет в проводках?

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Они служат первичными учетными документами, на основании которых производятся записи на счетах бухгалтерского учета. В этой связи, для того чтобы отразить в учете операции по взаимозачету задолженностей, стороны должны в обязательном порядке иметь документ, подтверждающий факт проведения взаимозачета. Гражданское законодательство не содержит никаких специальных требований к форме документа для оформления взаимозачета, поэтому стороны имеют право составить такой документ в любой форме с соблюдением требований, предъявляемых к первичным учетным документам п. 2 ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете". Например, документом, подтверждающим факт проведения взаимозачета между двумя организациями, может служить дополнительное соглашение о проведении зачета взаимных требований к основным договорам, подписанное обеими сторонами.

При отражении в бухгалтерском учете операций по зачету взаимных требований необходимо руководствоваться общими правилами отражения в учете хозяйственных операций, так как законодательством о бухгалтерском учете какой-либо особый порядок отражения в учете операций по взаимозачету не установлен.

Поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) производится сторонами на основании отдельных самостоятельных договоров (в том числе договора купли-продажи). Поэтому операции по реализации товаров (работ, услуг), с одной стороны, и по приобретению товаров (работ, услуг), с другой стороны, отражаются в учете организаций в общеустановленном порядке исходя из условий каждого конкретного договора с соблюдением допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Документ о проведении взаимозачета, оформленный надлежащим образом, будет служить основанием для отражения операции по взаимному зачету задолженностей на счетах бухгалтерского учета. Проведение взаимозачета отражается в учете проводкой Д-т сч. 60 (76) — К-т сч. 62 (76), которая делается на сумму зачета, согласованную сторонами. Если суммы встречных обязательств сторон равны, то кредиторская и дебиторская задолженности, отраженные на счетах расчетов, будут в результате проведения зачета погашены полностью. Если же суммы обязательств не совпадают, то у одной из сторон останется непогашенная часть кредиторской задолженности, а у второй — непогашенная часть дебиторской задолженности.

Поскольку при проведении взаимозачета происходит погашение дебиторских и кредиторских задолженностей (прекращение взаимных обязательств сторон), то для целей налогообложения проведение взаимозачета приравнивается к оплате.

Это означает, что если организация в своей учетной политике предусмотрела определение выручки для целей налогообложения "по оплате", то в этом случае задолженность покупателя за отгруженную продукцию, погашенная путем зачета взаимных обязательств, будет считаться оплаченной покупателем в момент (на дату) подписания документа о проведении зачета. Соответственно обязанность по начислению и уплате налогов у организации, определяющей выручку для целей налогообложения "по оплате", возникает в том отчетном периоде, когда был произведен взаимозачет.

Если организация погашает свою задолженность перед поставщиком товаров (работ, услуг) путем проведения взаимозачета, то указанные товары (работы, услуги) будут считаться оплаченными в том отчетном периоде, когда был произведен взаимозачет. Соответственно покупатель материальных ресурсов, погашающий свою задолженность перед поставщиком этих ресурсов путем проведения взаимозачета, сможет предъявить НДС по приобретенным материальным ресурсам к зачету (возмещению из бюджета) в том отчетном периоде, когда был произведен взаимозачет (при условии выполнения всех остальных требований для зачета НДС, установленных Инструкцией ГНС РФ № 39, а также при наличии надлежащим образом оформленного счета-фактуры поставщика).

Пример 2

Порядок отражения операций в бухгалтерском учете торгового предприятия "Компотех".

Предположим, что балансовая стоимость одного компьютера составляет 25 000 руб. Выручка для целей налогообложения определяется "по оплате".

Отгрузка компьютеров на основании первого договора купли-продажи:

Д-т сч. 62 — К-т сч. 46 — 180 000 руб.— отражена реализация компьютеров по договорной стоимости (проводка делается на дату отгрузки, если договором не установлен иной момент перехода права собственности);
Д-т сч. 46 — К-т сч. 76/НДС — 30 000 руб.— начислен НДС со стоимости реализованных компьютеров;
Д-т сч. 46 — К-т сч. 41 — 125 000 руб. (25 000 руб. * 5 шт.) — списана себестоимость отгруженных компьютеров.

Согласно второму договору купли-продажи отражается поступление полиэтиленовых пакетов от организации "Полимер":

Д-т сч. 41 — К-т сч. 60 — 150 000 руб.— оприходованы пакеты, поступившие от организации Б;
Д-т сч. 19 — К-т сч. 60 — 30 000 руб.— отражен НДС по приобретенным пакетам.

После подписания соглашения о проведении взаимозачета:

Д-т сч. 60 — К-т сч. 62 — 180 000 руб.— погашаются взаимные обязательства сторон;
Д-т сч. 76/НДС — К-т сч. 68 — 30 000 руб.— НДС со стоимости реализованных компьютеров начислен к уплате в бюджет;
Д-т сч. 68 — К-т сч. 19 — 30 000 руб.— НДС по приобретенным пакетам отнесен на расчеты с бюджетом;
Д-т сч. 44 — К-т сч. 67 — 625 руб. (180 000 руб.-30 000 руб.-125 000 руб.) * 2,5%) — начислен налог на пользователей автодорог от суммы разницы между продажной ценой реализованных компьютеров (без НДС) и их покупной стоимостью (без НДС);
Д-т сч. 46 — К-т сч. 44 — 625 руб.— издержки обращения списаны на себестоимость реализованных компьютеров;
Д-т сч.— 46 К-т сч. 80 — 24 375 руб. (180 000 руб.-30 000 руб.-125 000 руб.-625 руб.) — выявлена прибыль от реализации компьютеров;
Д-т сч. 80 — К-т сч. 68 — 375 руб. (180 000 руб.-30 000 руб.-125 000 руб.) * 1,5%) — начислен налог на содержание жилищного фонда от суммы разницы между продажной ценой реализованных компьютеров (без НДС) и их покупной стоимостью (без НДС).

Порядок отражения операций в бухгалтерском учете предприятия "Полимер"— производителя полиэтиленовых пакетов — следующий.

Предположим, что балансовая стоимость одного готового пакета составляет 4 руб. Выручка для целей налогообложения определяется организацией "Полимер" "по отгрузке".

Отгрузка пакетов организации "Компотех" на основании второго договора купли-продажи:

Д-т сч. 62 — К-т сч. 46 — 180 000 руб.— отражена реализация пакетов по договорной стоимости (проводка делается на дату отгрузки, если договором не установлен иной момент перехода права собственности);
Д-т сч. 46 — К-т сч. 68 — 30 000 руб.— начислен НДС со стоимости реализованных пакетов;
Д-т сч. 46 — К-т сч. 40 — 120 000 руб. (4 руб. * 30 000 шт.) — списана себестоимость отгруженных пакетов;
Д-т сч. 26 — К-т сч. 67 — 3 750 руб. (180 000 руб.-30 000 руб. * 2,5%) — начислен налог на пользователей автодорог от суммы выручки без НДС от реализации пакетов;
Д-т сч. 46 — К-т сч. 26 — 3 750 руб.— общехозяйственные расходы списаны на себестоимость реализованных пакетов (если это предусмотрено учетной политикой предприятия);
Д-т сч. 46 — К-т сч. 80 — 26 250 руб. (180 000 руб.— 30 000 руб.— 120 000 руб.— 3 750 руб.) — выявлена прибыль от реализации пакетов;
Д-т сч. 80 — К-т сч. 68 — 2 250 руб. (180 000 руб.-30 000 руб. * 1,5%) — начислен налог на содержание жилищного фонда от суммы выручки без НДС от реализации пакетов.

Согласно первому договору купли-продажи, отражается поступление компьютеров от предприятия "Компотех":

Д-т сч. 08 — К-т сч. 60 — 150 000 руб.— отражены затраты по приобретению компьютеров, поступивших от предприятия "Компотех";
Д-т сч. 19 — К-т сч. 60 — 30 000 руб.— отражен НДС по приобретенным компьютерам;
Д-т сч. 01 — К-т сч. 08 — 150 000 руб.— компьютеры, поступившие от организации "Компотех", поставлены на учет в составе основных средств.

После подписания соглашения о проведении взаимозачета:

Д-т сч. 60 — К-т сч. 62 — 180 000 руб.— погашаются взаимные обязательства сторон;
Д-т сч. 68 — К-т сч. 19 — 30 000 руб.— НДС по приобретенным компьютерам отнесен на расчеты с бюджетом.

Проблемы возврата денежных средств по договору займа

Торговая фирма должна срочно погасить задолженность поставщику.
В связи с отсутствием средств на расчетном счете и в кассе директор вносит свои личные деньги в кассу, после чего они зачисляются на расчетный счет и перечисляются поставщику.
Взнос денег оформляется в виде договора займа.
Должна ли организация подать в налоговую инспекцию Справку о доходах физического лица на директора в случае:

Как же поступить в данной ситуации?

Согласно ст. 807 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

В соответствии со ст. 809 ГК РФ, договор займа может предусматривать как выплату процентов заимодавцу (процентный договор), так и возврат займа без уплаты какого-либо дополнительного вознаграждения (беспроцентный договор).

Возвращенная заимодавцу — физическому лицу сумма займа никоим образом не будет считаться его доходом, так как ему были возвращены личные средства, переданные им ранее во временное пользование другой стороне. При получении этих средств в виде заработной платы за выполнение трудовых обязанностей или других доходов уже был удержан подоходный налог.

Доходом физического лица будет только сумма полученных им процентов по займу, если заключенным договором было предусмотрено начисление и выплата процентов.

Рассмотрим на условных примерах, в каком порядке операции по получению организацией денежного займа от своего сотрудника и его возврату отражаются в бухгалтерском учете.

Пример 3

20 декабря 1999 г. между организацией и ее сотрудником был заключен договор беспроцентного займа сроком на 30 дней, согласно которому сотрудник предоставляет организации заем в сумме 25 000 руб.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56, учет расчетов с заимодавцами (кроме банков) по полученным от них кредитам и другим привлеченным средствам на срок не более одного года ведется на балансовом счете 94 "Краткосрочные займы".

Получение 20 декабря 1999 г. займа организацией отразится проводкой:

Д-т сч. 50 — К-т сч. 94 — 25 000 руб.

Возврат займа по истечении 30 дней, то есть 19 января 2000 г.— проводкой:

Д-т сч. 94 — К-т сч. 50 — 25 000 руб.

Какого-либо дохода у сотрудника-заимодавца, как уже отмечалось выше, в этой ситуации не возникло, так как ему была возвращена только сумма средств, принадлежащих ему по праву личной собственности, без выплаты дополнительного вознаграждения за право пользования этими средствами другим лицом.

Следовательно, никаких сведений о возврате сотруднику его личных денег в налоговую инспекцию подавать не следует.

Пример 4

20 декабря 1999 г. между организацией и ее сотрудником был заключен договор займа сроком на 10 дней, согласно которому сотрудник предоставляет организации заем в сумме 25 000 руб. с выплатой 30% годовых.

Получение займа 20 декабря 1999 г. в учете отразится проводкой:

Д-т сч. 50 — К-т сч. 94 — 25 000 руб.

По истечении срока пользования займом, то есть 30 декабря, организация должна вернуть сумму займа вместе с процентами, начисленными заимодавцу.

Сумма начисленных процентов составит 205 руб. (25 000 * 30% / 100% / 365 дн. * 10 дн.).

Согласно п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н (вступившего в силу с 01.01.2000), проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов), относятся к прочим расходам.

Исходя из этого начисление процентов по займу в бухгалтерском учете следует отразить проводкой:

Д-т сч. 26 (44 или др.) — К-т сч. 94 — 205 руб.

Однако в соответствии с пп. "с" п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 № 552, на себестоимость продукции (работ, услуг) можно отнести проценты по кредитам, то есть лишь по денежным займам, выданным банками или другими кредитными учреждениями. Проценты по займу, полученному от физического лица, таким образом, на себестоимость для целей налогообложения отнести нельзя.

При составлении Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли" (приложение № 11 к инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 В 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций") облагаемую налогом прибыль необходимо увеличить на сумму начисленных по займу процентов.

Сумма начисленных процентов и составляет доход сотрудника, предоставившего заем организации.

Начисленные заимодавцу проценты по займу относятся к доходам, налогообложение которых не предусмотрено разделами II и III инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 № 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (далее — Инструкция № 35), следовательно, их налогообложение должно происходить в порядке, предусмотренном разделом IV Инструкции № 35.

Однако если заимодавец не стоит на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика (то есть не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя), то согласно п. 49 Инструкции № 35 организация — источник выплаты дохода обязана с суммы начисленных и подлежащих выплате процентов по займу удержать налог по соответствующей ставке.

Допустим, что сумма начисленных процентов (с учетом полученной сотрудником зарплаты и других выплат) подлежит обложению налогом по ставке 20%. Удержание подоходного налога, таким образом, отразится в учете проводкой:

Д-т сч. 94 — К-т сч. 68 (субсчет "Расчеты по подоходному налогу") — 41 руб. (205 * 20%).

В этом случае сумма возвращаемого займа с учетом начисленных процентов и удержанного с них подоходного налога составит 25 164 руб. (25 000 + 205–41).

Возврат займа отразится проводкой:

Д-т сч. 94 — К-т сч. 50 — 25 164 руб.

Согласно п. 66 Инструкции № 35, организация обязана в срок до 1 марта 2000 г. представить в налоговую инспекцию по месту своей регистрации сведения о доходах, выплаченных сотрудникам, для которых она является их основной работой, по форме приложения № 3 к Инструкции № 35.

В доходы сотрудника, предоставившего в свое время организации заем, будет включена и сумма начисленных и выплаченных ему процентов по займу.

Возможен и другой вариант возврата займа, при котором проценты по займу выдаются в полном размере (в сумме 205 руб.), без удержания подоходного налога. Сумма уплаченных процентов может быть присоединена к совокупному доходу вместе с начисленной заработной платой и другими выплатами по месту работы за декабрь, а налог удержан из зарплаты.

Но и в этом случае сумма начисленных и выплаченных процентов должна войти в сумму дохода сотрудника, указанного в сведениях, представляемых в налоговую инспекцию.

Хотя сотрудник и получил доход от организации, с которой он связан трудовыми отношениями, однако сумма дохода, выплаченного ему за предоставление займа, не облагается страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды.

В соответствии с Федеральным законом от 20.11.99 № 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год", так же как и в соответствующем законе о тарифах в государственные внебюджетные фонды на 1999 г. (Федеральный закон от 04.01.99 №1-ФЗ), облагаемой базой для начисления взносов являются суммы, выплаченные работодателями в пользу работников за выполнение ими трудовых обязанностей по всем основаниям, независимо от источников финансирования, включая вознаграждения, выплачиваемые работникам и иным физическим лицам, за исключением индивидуальных предпринимателей, по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам.

В данной же ситуации доход получен по договору займа, который никоим образом нельзя отнести к трудовому договору. Он не является также и договором гражданско-правового характера на выполнение работ или оказание услуг. В соответствии с действующим гражданским законодательством договор займа не является договором на оказание услуг.

Следовательно, страховые взносы в государственные внебюджетные страховые фонды с дохода, полученного физическим лицом по договору займа, не начисляются.

Пример 5

20 декабря 1999 г. между организацией и ее сотрудником был заключен договор займа сроком на 30 дней, согласно которому сотрудник предоставляет организации заем в сумме 25 000 руб. с выплатой 30% годовых.

Отличие этого примера от предыдущего (кроме срока) в том, что заем получен в одном отчетном периоде (в 1999 г.), а возвратить его нужно будет в следующем (в 2000 г.).

Получение займа в учете отразится проводкой:

Д-т сч. 50 — К-т сч. 94 — 25 000 руб.

В соответствии с п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, задолженность по полученным заемным средствам отражается в бухгалтерском учете с учетом процентов, причитающихся к уплате на конец отчетного периода.

Следовательно, в последний день отчетного периода, то есть 31 декабря, следует начислить проценты по займу за 11 дней фактического использования займа в 1999 г., что составит 226 руб. (25 000 * 30% / 100% / 365 дн. * 11 дн.).

В учете начисление процентов по займу за 1999 г. отразится проводкой:

Д-т сч. 26 (44) — К-т сч. 94 — 226 руб.

Хотя проценты по займу за его использование в 1999 г. и начислены, однако доходом сотрудника их считать еще нельзя (если только условиями договора не предусмотрен порядок выплаты ему процентов в конце каждого отчетного периода, не дожидаясь окончания действия договора и возврата займа).

В соответствии с п. 3 Инструкции № 35 датой получения дохода считается дата фактического получения дохода в денежной либо натуральной форме.

В рассматриваемом примере сотрудник получит свой доход (проценты по займу) уже в 2000 г., следовательно, и подоходный налог будет удержан в январе 2000 г. либо при начислении заработной платы за январь.

По истечении срока использования займа, который наступит 19 января 2000 г., следует начислить проценты за пользование займом за январь в сумме 389 руб. (25 000 * 30% / 100% / 366 дн. * 19 дн.).

Это в учете за январь 2000 г. отразится проводкой:

Д-т сч. 26 (44) — К-т сч. 94 — 389 руб.

Таким образом, доход заимодавца в январе 2000 г. за предоставление им займа организации будет равен сумме начисленных организацией процентов за декабрь — январь, то есть 615 руб. (226 + 389).

Удержание подоходного налога с этой суммы по ставке 12% отразится в учете проводкой:

Д-т сч. 94 — К-т сч. 68 (субсчет "Расчеты по подоходному налогу") — 74 руб. (615 * 12% / 100%).

Возврат займа 19 января (с учетом удержанного подоходного налога) отразится проводкой:

Д-т сч. 94 — К-т сч. 50 — 25 541 руб. (25 000 + 615-74).

Как и в предыдущем примере, можно выдать сотруднику всю сумму начисленных в его пользу процентов без удержания подоходного налога, то есть 615 руб., удержав с них налог при начислении заработной платы за январь.

Сведения о доходах сотрудника и удержанного с него налога за 2000 г. по форме приложения № 3 будут поданы в налоговую инспекцию в срок до 1 марта 2000 г.

Отражение операций в бухгалтерском учете по размещению наружной рекламы

Соответствует ли Временное положение о правилах размещения наружной рекламы в г. Коврове Закону "О рекламе"?
Почему Управление троллейбусного транспорта должно заключать не договор о возмездном оказании услуг, а договор аренды муниципального имущества при размещении наружной рекламы? Ведь мы имущество в аренду не сдаем, а представляем места на бортах троллейбуса для размещения рекламы.
Почему Управление троллейбусного транспорта должно получать разрешение на распространение наружной рекламы, если она (реклама) не противоречит Закону "О рекламе"?
Почему нужно платить за разрешение на размещение наружной рекламы, если рекламораспространитель и рекламодатель платят налог на рекламу?
Распространяется ли данное Временное положение только на наружную политическую и социальную рекламу и не распространяется на рекламу товаров?

1. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ "О рекламе" (далее — Федеральный закон), под наружной рекламой понимается распространение рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения.

Из приведенного определения следует, что реклама на транспортных средствах к наружной рекламе не относится, так как транспортные средства не могут быть отнесены к техническим средствам стабильного территориального размещения.

Данный вывод подтверждается также тем фактом, что из анализа ст. 14 "Особенности наружной рекламы" и 15 "Особенности рекламы на транспортных средствах и почтовых отправлениях" Федерального закона следует, что наружная реклама и реклама на транспортных средствах — понятия разные.

Согласно п. 2.2 Временного положения о правилах размещения наружной рекламы в г. Коврове, утвержденного решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 5 апреля 2000 г. № 27/6 (далее — Временное положение), "наружная реклама — это реклама, распространяемая на территории города в виде плакатов, объявлений, стендов, табло и иных технических средств территориального размещения в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ".

Как можно заметить, в примененном во Временном положении понятии наружной рекламы во фразе "иных технических средств стабильного территориального размещения" (как это приведено в Федеральном законе) пропущено слово "стабильного", и смысл изменился. Более того, в п. 3.1.4 Временного положения средства общественного транспорта (автобусы, троллейбусы, маршрутные такси) отнесены к типам средств размещения наружной рекламы.

В соответствии с Федеральным законом, из перечисленных вами видов распространения рекламы (размещение рекламы на бортах кузова троллейбусов, в салонах троллейбусов и на опорах контактной сети) под понятие наружной рекламы подпадает только размещение рекламы на опорах контактной сети.

Таким образом, Временное положение в части отнесения рекламы на транспортных средствах к наружной рекламе не соответствует Федеральному закону.

2. Временное положение не соответствует Федеральному закону и в части ограничения типа договора, который должен заключаться с рекламодателем при распространении наружной рекламы. Пунктом 3 ст. 14 Федерального закона установлено, что распространение наружной рекламы путем установки на территории (в том числе на территориях памятников культуры, ритуальных объектов, охраняемых природных комплексов), здании, сооружении и ином объекте, а также определение размера и порядка внесения платы за распространение указанной рекламы осуществляются на основании договора с собственником либо с лицом, обладающим вещными правами на имущество, если законом или договором не предусмотрено иное в отношении лица, обладающего вещными правами на имущество, и при наличии разрешения, предусмотренного п. 2 настоящей статьи.

Следовательно, с точки зрения Федерального закона, распространение наружной рекламы может быть осуществлено как на основании договора аренды, так и на основании возмездного оказания услуг.

Аналогично решается вопрос и при распространении рекламы на транспортных средствах. Пункт 1 ст. 15 Федерального закона не ограничивает тип договора, который должен быть заключен рекламодателями с собственниками транспортных средств или с лицами, обладающими вещными правами на транспортные средства, если законом или договором не предусмотрено иное в отношении лиц, обладающих вещными правами на это имущество.

3. В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона распространение наружной рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления, согласованного с:

Таким образом, согласно Федеральному закону, при распространении наружной рекламы необходимо получить разрешение соответствующего органа местного самоуправления.

4. В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона за выдачу разрешений на распространение наружной рекламы с учетом требований, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, взимается плата в порядке и в размерах, устанавливаемых соответствующим органом местного самоуправления по согласованию с соответствующими органами, указанными в настоящем пункте. При этом размер платы не должен превышать величину расходов на проведение работ по выдаче разрешений на распространение наружной рекламы, определению мест ее распространения и контролю за состоянием наружной рекламы и технических средств ее стабильного территориального размещения.

Таким образом, согласно Федеральному закону при распространении наружной рекламы за получение разрешения соответствующего органа местного самоуправления предусмотрена плата.

5. п. 4 ст. 1 Федерального закона настоящий Закон не распространяется на политическую рекламу. Таким образом, распространение Временного положения на наружную политическую рекламу (п. 10.1 Временного положения) не соответствует Федеральному закону и вступает в противоречие с п. 1.1 Временного положения, в котором утверждается, что "настоящее Положение о правилах размещения наружной рекламы в г. Коврове определяет порядок выдачи разрешений на размещение наружной рекламы на территории г. Коврова и разработано в соответствии с Федеральным законом "О рекламе" № 108-ФЗ от 14.06.95".

Что касается социальной рекламы, то ее распространение регулируется ст. 18 Федерального закона. В соответствии с п. 1 данной статьи, социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей. В ней не должны упоминаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки (модели, артикулы) их товаров, равно как и марки (модели, артикулы) товаров, являющихся результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.

Таким образом, с точки зрения Федерального закона, социальная реклама и наружная реклама — понятия разные, и Временное положение не должно распространяться на правила размещения наружной рекламы.


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"