Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Франчайзинг: проблемы учета и налогообложения**


Широко распространенная в зарубежной практике предпринимательская деятельность на условиях коммерческой концессии (франчайзинга) получает свое развитие и в России. В то же время сложный характер отношений сторон и отсутствие установленной методологии зачастую вызывают у бухгалтеров затруднения при учете операций по таким договорам. В статье рассмотрены правовые основы коммерческой концессии, порядок заключения и оформления договоров и вопросы бухгалтерского учета и налогообложения как у правообладателя, так и у пользователя.

Зарубежная практика

В странах с развитой рыночной экономикой широкое распространение получила система отношений, в рамках которой известные фирмы — обладатели популярных товарных знаков и отработанных технологий расширяют свою деятельность путем уступки за вознаграждение своих прав, разрешая другим самостоятельным предприятиям использовать эти технологии и свою торговую марку для продажи товаров и оказания услуг.

Для определения такого рода отношений используются термины “франчайзинг” (franchising (англ.) — право, привилегия) и “франшиза” (franchise (фр.) — льгота, привилегия). При этом термин “франчайзинг” используется, как правило, для определения самой системы таких отношений, а термин “франшиза” — для определения договора, на основании которого они строятся.

Основная сфера распространения франчайзинга за рубежом — это рестораны быстрого обслуживания, розничная торговля, автосервис, пункты проката, ремонтно-строительные предприятия, салоны моды и косметических услуг, химчистки, прачечные, гостиницы и др. В качестве примера можно привести деятельность таких широко известных компаний, как “МакДоналдс”, “Кока-Кола”, “Пепси”.

Франшиза — это договор, по которому одно лицо (правообладатель), имеющее разработанную систему ведения определенной деятельности, разрешает другому лицу использовать эту систему согласно требованиям владельца франшизы в обмен на вознаграждение.

По договору франшизы правообладатель (франчайзер) предоставляет пользователю (франчайзи) комплекс принадлежащих ему прав интеллектуальной собственности (товарный знак, фирменное наименование, изобретения и промышленные образцы, ноу-хау, произведения, охраняемые авторским правом).

Наряду с передачей права на интеллектуальную собственность франчайзер оказывает постоянную консультационную, организационную, техническую и коммерческую помощь франчайзи.

Применение франчайзинга выгодно как лицу, предоставляющему право использования своих средств индивидуализации, так и лицу, которому эти права предоставляются.

Для правообладателя франчайзинг является удобным средством расширения своей деятельности. Для этого не требуется открывать филиалы и дочерние общества, что дает возможность создавать разветвленные фирменные сети магазинов, салонов и др. не только без дополнительных финансовых вложений, но даже и получая при этом прибыль от платежей франчайзи.

При этом франчайзер фактически контролирует франчайзинговую сеть, поскольку франчайзи зависит от исключительных прав франчайзера и принимает на себя обязательства придерживаться в своей деятельности стандартов и качества не ниже франчайзера.

Такая система отношений выгодна и франчайзи, поскольку он пользуется технологическими разработками, фирменным наименованием, торговой маркой франчайзера, его коммерческим опытом, что позволяет ему успешно действовать на рынке.

Законодательное регулирование франчайзинга в России

В настоящее время франчайзинг получает все более широкое распространение и в России. Законодательное регулирование этой деятельности в нашей стране осуществляется на основе Гражданского кодекса РФ.

Определенные в гл. 54 ГК РФ термины “коммерческая концессия” и “договор коммерческой концессии” по своему содержанию в целом соответствуют зарубежным определениям “франчайзинг” и “франшиза”.

В соответствии с п. 1 ст. 1027 ГК РФ, предметом договора коммерческой концессии является предоставление за вознаграждение правообладателем пользователю права использовать в предпринимательской деятельности принадлежащий правообладателю комплекс исключительных прав, включающий в себя следующие...

**Полный текст статьи вы можете прочитать в печатном варианте журнала

Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"