Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Актуальные вопросы налогообложения в торговле в 2000 году**

Налогообложение прибыли

Нормирование расходов

Правильное определение выручки от реализации товаров имеет важное значение для решения вопроса об отнесении на себестоимость товаров, принимаемую для целей налогообложения, ряда нормируемых расходов (представительских расходов, расходов на рекламу, а также расходов по страхованию имущества и работников организаций).

Представительские расходы и расходы на рекламу

Напомним, что под выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в торгующих организациях понимается выручка от реализации товаров, то есть товарооборот, а не выручка от реализации услуг по реализации товаров — сумма торговых наложений (торговых скидок).

Рассмотрим этот вопрос более подробно. Его история начинается с выходом Письма Минфина РФ от 6 октября 1992 г. № 94 «Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения».

Согласно этому Письму, торгующие организации имели право относить на себестоимость продукции расходы на рекламу и представительские расходы по нормативам, установленным к валовому доходу. При этом под показателем «валовой доход» понималась сумма торгового наложения (скидок, наценок и т. п.), которая представляла собой выручку от реализации услуг по продаже товаров.

Затем Письмом Минфина РФ от 29 апреля 1994 г. № 56 «О внесении изменений в Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.92 № 94...» была отменена особенность нормирования названных расходов по организациям торговли от валового дохода.

Более того, Приказом Минфина РФ от 27 марта 1996 г. № 31 «О типовых формах квартальной бухгалтерской отчетности организаций и указаниях по их заполнению в 1996 году» из строки 010 «Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей» формы № 2 «Отчет о финансовых результатах» было исключено положение о том, что торгующие организации показывают по этой строке валовой доход.

Это должно было бы означать, что нормативы представительских расходов и расходов на рекламу применяются названными организациями, как и в других сферах материального производства, к выручке от реализации товаров, то есть к товарообороту. Однако и Минфин РФ, и Госналогслужба РФ (МНС России) продолжали утверждать, что нормативы следует применять к выручке от реализации услуг по доведению товаров до их потребителей, то есть к тому же валовому доходу.

Споры по данному вопросу явились предметом разбирательства в арбитражном суде. Так, Президиум ВАС РФ постановлением от 1 февраля 2000 г. № 6182/99 предоставил торгующим организациям право определять норматив предельных расходов на рекламу и представительских расходов исходя из объема выручки от реализации продукции (работ, услуг)...

Полный текст статьи вы можете найти в печатной версии журнала